29 марта. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

29 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Марка. Глава 10, с 32 по 45 стих.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38, Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40, а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43, Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мк 10, 32–45)

Кажется, что первая треть евангельского отрывка посвящена рассказу Господа о том, ради чего Он пришел на землю и в чем заключается цель Его великой Миссии. С 32 по 34 стих достаточно подробно говорится о том, что Он будет убит и воскреснет, Его предадут: «предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть». Господь постоянно рассказывает Своим ученикам о цели Своего служения, но оказывается, что они не понимают Его. Его ученики, так же, как и другие иудеи, думают на мирском уровне и ждут того, что сами нарисовали в своем воображении.

Вспомните евангельский отрывок, когда Господь является двум ученикам, шедшим со скорбью и печалью на сердце из Иерусалима в Эммаус. По дороге им встречается Господь, но они не узнают Его. Они тоже по-обычному смотрят на все события и даже не вспоминают того, о чем говорил им Иисус: о предательстве, Его смерти и воскресении. И говорят: «Мы-то думали, что это Тот, Который пришел избавить Израиль, а Он умер на кресте, и все закончилось». Но когда они приглашают Господа поужинать вместе с ними, узнают Его в преломлении хлеба, и Он запечатлевается в их сердце. И более они не печалятся, что Он растворился и исчез, но бегут обратно в Иерусалим.

В этом отрывке Иаков и Иоанн так же смотрят на Христа и просят Его о совершенно земных вещах: «Можем ли мы в Твоем Царстве сесть по левую и по правую сторону от Тебя?», то есть они хотят в будущем земном царстве стать министрами, как сказали бы мы сейчас. Но Господь говорит: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». Здесь Господь направляет их мысли к тем вещам, о которых Он говорил им. «Пить чашу, которую Я пью» — ту чашу скорби, которую Господь испил до конца. Вспомните Гефсиманское моление: Христос молится Богу Отцу и просит о том, чтобы миновала Его чаша сия, если это возможно. «Впрочем не Моя воля, — говорит Он, — но Твоя да будет». Ученики Его отвечают: «Да, мы можем пить твою чашу и креститься крещением, которым ты крестишься». Но Господь говорит: «Вы будете пить чашу», то есть они также пронесут своей крест до конца, до своей личной голгофы. Но кто «по правую сторону и по левую — не от Меня зависит», — говорит Господь.

Далее для нас открывается «золотое» правило жизни, духовной в том числе, когда Христос говорит: «Между вами да не будет так», чтобы кто-то командовал, но «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить», то есть мы должны послужить, подражая тем самым Христу, и видеть в этом наш спасительный подвиг.

«Кто хочет быть большим из вас, будь слугой и рабом», — вот так с ног на голову переворачивает Господь все представление о наших земных ценностях. Многие стремятся к какой-то власти, великим материальным благам, но это всё ничтожность в отношении тех благ, которые дает Господь Иисус Христос. Кто хочет быть первым — пусть будет последним, а последний станет первым.

Вспомните событие, которое происходит на Тайной вечере, когда Господь умывает ноги Своим ученикам. Апостол Петр возражает и противится тому, чтобы Великий Учитель прикасался к его ногам. Но Господь показывает им пример, чтобы они поступали также, не смущались служения. Потому что ради служения в мир приходит Господь, и мы должны совершать эту службу, в этом заключается наш подвиг и спасительный путь. Ибо без несения такого служения и без смирения для нас ничего не откроется. Путь в Царство Небесное открывается нам лишь тогда, когда мы смиряем свою гордость, ниспровергаем свою самость, как пишут святые отцы. Только тогда для нас по-настоящему открывается путь в Царство Небесное и становится возможным туда войти. Хочешь быть первым — служи, неси свой крест, трудись, и тогда Господь примет тебя в свои объятия.

 

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать