28 мая. Прп. Пахомий Великий

28 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 28 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Димитрия, Пахомия.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Пахомия Великого.

 

 

 Преподобный является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина. Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял Святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

 

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси  и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

 

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

 

Постепенно к Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, служил больным. Преподобный ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

 

Однажды к преподобному пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

 

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще семи монастырей поблизости. Количество иноков доходило до семи тысяч, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

 

Суровый и строгий к себе, преподобный имел великое милосердие и снисхождение к духовно недостаточно зрелым инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

 

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

 

С особой любовью относился преподобный к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды в отсутствие преподобного повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел пятьсот рогож, но преподобный не одобрил его поступка и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

 

Преподобный всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром от начальника города привезли большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

 

Под конец жизни преподобный тяжело заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор Освященный. Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

 

Всякий раз когда мы читаем житие преподобных, может возникнуть недоумение: к чему такие великие подвиги, для чего такое строгое воздержание, лишение, молчальничество, затвор, столпничество, вериги и прочие удручения своего тела. Дело в том, что есть такой духовный закон: чем больше наш внешний человек тлеется, тем более обновляется внутренний. Наверное, каждый из нас хоть однажды имел опыт настоящий молитвы. Из своей жизни вспоминается такой эпизод: звонит как-то супруга и очень тревожно говорит, что маленькая дочка вдохнула себе в нос маленький шарик от детского пистолета (росли мальчики: их много было разбросано по дому). Вот это переживание и беспокойство за маленького человека (положение было опасным) побудило обратиться к Богу буквально в нескольких словах, но от всего сердца.

 

Часто люди спрашивают: «Как молиться, какие молитвы читать?» Они думают, что многие тексты и многословие может каким-то образом решить их вопрос. Но дело не в том, что читать, а в том – как читать. Когда обращаешься к Богу с молитвою от сердца, то Господь очень быстро ее принимает. Как апостол Петр, когда стал утопать, воскликнул: «Господи, спаси меня, погибаю!» И Господь сразу же простер ему Свою руку и сказал: «Маловерный, почему ты засомневался?» Всякий раз, когда душа обостряется, открывается, обнажается, то от сердца рождается к Богу молитва-крик - и Господь ее скоро принимает. Буквально через несколько секунд позвонила жена и сказала: «Выдохнула». Не вдохнула, как это могло бы быть, а выдохнула. Потом, через неделю, дочь опять засунула предмет в другую ноздрю, и тогда была уже другая молитва. Пришлось везти ее в больницу и доставать его врачебным способом. Но разница двух этих  молитв дает возможность заключить: когда молитва бывает с сердечным чувством, она пронизывает время и пространство и исполняется Богом. Если человек когда-то пережил опыт такой молитвы, он всеми силами хочет в него вернуться, потому что понимает: Господь очень близко.

 

Именно об этом говорили подвижники, пережившие ссылки, пытки, концлагеря: там, где все человеческое отходит на дальний план, и нет надежды ни на кого, Господь оказывается очень близко. Это состояние души настолько захватывает всего человека, что хочется непременно быть в нем. В идеале – непрестанно молитесь, а так – хотя бы от времени к времени. Именно ради этого подвижники ввергали себя в определенные аскетические подвиги: чтобы достигнуть этой грани, этого острия. Силуан Афонский говорил: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Когда человек осознает себя в жизни пленником ада, из этого состояния погибели рождается крик, плач и надежда на Бога - такая молитва многое может.

 

Поскольку мы весьма и весьма расслабленны, жалеем себя, то наша душа лишь в крайних случаях способна родить такой крик к Богу. Подвижники, в которых была решимость и мужество стяжать сугубо благодать Духа Святого, искусственным образом обостряли свои ощущения гибели, ветхости, болезненности тела, и за их решимость Господь даровал им молитву.

 

Дай Бог и нам стремиться к этому, и хотя бы в завершающий период своей жизни - когда страсти естественным образом отступают, и человек уже и по времени должен принести духовные плоды - дай Бог, чтобы и мы обрели молитву.  Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать