28 февраля. Суббота для человека, а не человек для субботы

28 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Марка, Глава 2, с 23 по 28 стих; глава 3, с 1 по 5 стих.

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

(Мк. 2, 23-28, 3, 1-5)

В этом отрывке евангелист Марк вновь описывает проблему, которая «красной нитью» проходит через весь Новый Завет: отношение Христа и фарисеев. Фарисеи были одной из тех религиозных партий, которая существовала в древнем Израиле. Это были простые люди, хорошо знающие и исполняющие закон. С одной стороны, фарисеи были людьми набожными и глубоко религиозными. Однако исполнение внешнего закона, которому они придавали огромнейшее значение, привело их к тупику и дисгармонии внешнего и внутреннего. Поэтому они постоянно следят за Христом и пытаются зацепиться за малейшую ошибку, которую, как им кажется, допускает этот Учитель, ведь им известно, что Христос не учился фарисейской школе.

Евангелист Марк рассказывает историю о двух событиях, произошедших в субботу. Суббота для иудеев была священным днем, когда всякий труд был запрещен, как об этом говорится в декалоге Моисея. По мнению фарисеев, исцеление иссохшей руки было работой, так как это врачебная деятельность. Ученики, проходя по полю, тоже формально выполняли работу, срывая семена. Хотя, согласно Талмуду, путник, проходивший засеянными полями, мог срывать колосья для того, чтобы подкрепиться - запрещено было срезать колосья серпом. Но здесь фарисеи подмечают, что ученики нарушают закон, и это кладет печать на их Учителя. А раз Он нарушает закон, который был дан Моисею, значит, пришел не от Бога. Проблема фарисеев заключалась в том, что они отделили внутреннее содержание от внешнего. Не случайно Церковь сегодня предлагает нам этот евангельский отрывок: проходя Великий пост, мы должны задумываться о том, какую духовную пользу он нам приносит. Необходимо, чтобы все было в меру и приносило реальную пользу, а не погибель.

С другой стороны, среди фарисеев были весьма хорошие и приличные люди. Господь даже говорил одному из них: «Ты недалеко от Царства Божия». Неслучайно Господь много беседует с этими людьми, пытаясь возвратить их на правильный путь. Однако многие из них являются яркими негативными персонажами, как например, герой притчи о мытаре и фарисее. Фарисей, представленный в этой притче - та крайность, которая была в данном религиозном течении. Итак, фарисеи говорят Христу, что Он нарушает закон, а Господь отвечает: «Послушайте, а что нужно делать в субботу? Спасать душу или, может быть, погубить? Добро делать или зло?». Фарисеи оказались в тупике: они не хотели видеть проблему с другой стороны.

Этому должны научиться и мы с вами - рассматривать все, что происходит вокруг, с разных сторон. Нельзя однобоко смотреть на ситуацию, подобно фарисеям. Они видят больного человека, исцеляемого Христом, и говорят: «Есть еще шесть дней, в них и делай любую работу, а в субботу Бог заповедал находиться в покое, так исполняй заповедь Божию, грешник». Фарисеи не смотрят с позиции страждущего человека. Хорошо бы и нам научиться не осуждать огульно человека, когда нам кажется, что он совершает какие-то проступки. Мы сами можем оказаться на его месте и не имеем права осуждать. Мы должны быть нравственным идеалом чистоты, для того чтобы иметь какое-то суждение. Но когда кто-то из святых достигал высокого идеала духовной высоты и нравственности, он замечал в себе еще большие недостатки.

Господь говорит: «суббота для человека, а не человек для субботы». Существуют некие средства, которые могут помочь человеку, в том числе пост. Он дает свободу духу и помогает нам оторваться от той реальности, которая тянет нас на дно. Пост помогает вспомнить, что не тело руководит нами - наш дух является главенствующей внутренней силой, которая управляет всем остальным человеческим существом. Нам очень важно использовать это средство для того, чтобы хоть вырваться из оков своего существа, в которое мы сами себя загнали. Пост очень полезен, но не может быть самоцелью. То же самое мы видим в Евангелии в отношении субботы: «Что нужно делать, добро или зло?». Оскверняет человека не то, что входит в него, а то, что исходит из его сердца.

Господь также припоминает фарисеям событие, когда Давид и бывшие с ним взалкали и ели хлеб, который должны были есть только первосвященники. Здесь указывается на то, что по закону они совершили преступление, вкусив этот хлеб. Такое действие можно было назвать святотатством и поруганием над святынями, но ради добродетели и выхода из обстоятельств, в которых они находились – оно оказалось благословенным.

 

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать