26 февраля. Сщмч. Николай (Добролюбов)

26 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Василия, Гавриила, Николая, Иоанна, Леонтия, Владимира, Михаила, Евгения, Анны, Веры, Ирины, Павла, Зои, Фатинии, Стефана.

 

 

Церковный календарь

26 февраля 2015 года

 

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Василия, Гавриила, Иоанна, Леонтия, Владимира, Михаила, Евгения, Анны, Веры, Ирины, Павла, Зои, Фотинии, Стефана.

 

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.


Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Николая Добролюбова.

 

Отец Николай родился в семье священнослужителя 20 апреля 1875 года в селе Маврино Богородского уезда Московской губернии. Окончив два класса духовного училища, в 1902-1903 годах Николай Алексеевич работал учителем начальной школы, а в 1904-1920 годах служил чиновником почтового ведомства в Москве. Господь призвал его к служению в 1920 году. В самый разгар Гражданской войны, во время  развернутых гонений против Церкви чиновник в возрасте 45 лет стал дьяконом. Очевидно, что вступление в клир Церкви при подобных обстоятельствах означало добровольное избрание мученического пути. Место служения отца Николая в 20-е годы точно неизвестно. В 1930-1931 годах он был дьяконом в храме великомученика Димитрия Солунского в Москве, был арестован органами ОГПУ и отпущен в тот же день, а через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район.

 

В начале 30-х годов дьякон Николай Добролюбов был рукоположен во священника, примерно через три года стал настоятелем Борисоглебского погоста Подольского района Московской области, где в 1910-х годах служил псаломщиком его брат Петр Алексеевич Добролюбов. В приход храма входило семь деревень, достаточно уделенных друг от друга, кроме того отцу Николаю приходилось окормлять те села, в которых были закрыты церкви. В те годы они с женой Анной Иоанновной поселились  в сторожке при храме и жили очень бедно. В 30-е годы семью облагали непосильными налогами; пожилые бездетные люди, они могли рассчитывать только на помощь своих прихожан.

 

24 января 1938 года отца Николая арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации. Во время следствия его держали в Серпуховской тюрьме, следователя особенно интересовала связь отца Николая с благочинным Подольского района протоиереем Николаем Агофонниковым, который был расстрелян 5 ноября 1937 года. Отец Николай Добролюбов мужественно держался на допросах и не отрицал, что разделял взгляды своего благочинного на богоборческую власть, но не соглашался с обвинением в контрреволюционной агитации среди населения. "Агафонников показал себя истинно верующим Православной Церкви, - сказал следователю отец Николай, - должен признать, что я разделял его взгляды и говорил, что власть устраивает гонения на Православную Церковь. Как Агафонников, так и я, Добролюбов, являлись последователями тихоновской ориентации". Отец Николай не отрекся от расстрелянного священномученика, и одного этого - даже без показаний лжесвидетелей - было достаточно для вынесения ему смертного приговора.

 

19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая Добролюбова к расстрелу, 26 февраля приговор был приведен в исполнение, место его захоронения неизвестно.

 

Недавно один прихожанин поделился впечатлением от чтения жития новомученика. В нем рассказывалось о муже, который чинил крышу и увидел, как воины ведут по улице на казнь арестованного священнослужителя. Спустившись, он поделился увиденным с женой. Удивительно, что на это она сказала: "Так беги, догони их и проси, чтобы и тебя приняли в число христиан, преследуемых богоборческой властью". Мой прихожанин, сам будучи семейным человеком, был поражен, как люди могли относиться к жизни: жена могла благословить мужа, отца своих детей пойти на смерть. Сколько должно было быть мужества, веры, надежды на Господа, что Он не оставит семью мученика, но все управит.

 

В наше время малейшие нестроения: повысившийся курс доллара, возросшие цены, невзгоды или болезни - и большинство людей впадают в отчаяние, депрессию, опускают руки, не зная, как справиться с обстоятельствами. Такая вот разница в отношении к жизни, которая кроется, конечно,  в маловерии.

 

Маловерие – это отсутствие надежды на Бога и, конечно, мужества. Чтобы стать мужчиной, мало им родиться; чтобы стать железом, мало быть рудой - надо переплавиться, переродиться и, как руда, пожертвовать собой. Мужество - одна из христианских добродетелей, необходимых в духовной жизни. Как часто в наше время это удивительное свойство остается в небрежении, и юноши ведут себя совсем немужественно, проявляя по отношению к слабым: детям, младшим, женщинам хамство, дерзость, отсутствие выдержки, желание продвинуть себя туда, где теплее и комфортнее. Это катастрофа.

 

Понятно, что и женщины в борьбе за равноправие достигли многого: эмансипация, феминизм и прочие извращения женской природы. Женщины мужают - мужчины теряют мужские черты. Но мужественность не имеет полового признака - это сила, данная Богом каждой душе.

 

В душе есть три основные силы: сила словесности - умная сила, сила мужества  (или сила гнева) и сила желания. Мужество дано Богом человеку для того, чтобы он защищал самое драгоценное сокровище - мир своей души. "Храни и возделывай рай" – эта заповедь была дана Адаму. Хранить - означает защищать свое сердце от дьявола, который обязательно будет искать способы завладеть им. Адам был простодушен и неопытен в борьбе со злом и оказался в плену, приведя за собой всех нас. Для того чтобы теперь освободиться от плена грехов, страстей и вечной смерти, человеку необходим подвиг мужества.

 

Есть подвиг в сражении, есть подвиг в борьбе, высший подвиг - в терпении, любви и мольбе. Защита внутренней жизни души от зла всегда требует гораздо больших усилий, чем любой внешний подвиг, даже самый высокий. Гораздо сложнее с миром принять элементарные хамство или глупость. Чаще всего у человека при этом выходит сила гнева, и он уходит на сторону греха: начинает огрызаться, оговариваться, наступать. Гораздо больше мужества требуется, чтобы сдержать в себе эту силу и направить ее не против человека, а против беса, который завладел душой провоцирующего на грех. Всякий раз когда человек грешит, он является проводником злого падшего духа. Каждый христианин должен уметь рассуждать, против кого направить силу атаки: против одержимого человека или того, кого реально надо побеждать.

 

Некогда мудрец Диоген сказал покорителю всего мира Александру Македонскому: "Победивший себя самого сильнее завладевшего всем миром". Искусство побеждения самого себя, преображения своей души можно познать, лишь войдя в практическую церковную жизнь и начав изучать науку аскетику. Внутренний мир каждой души - это величайшее сокровище и в то же время перевернутое вверх дном состояние души. Душа страдает и болеет от страстей, а жизненная задача христианина - преодолеть с Божией помощью то состояние плена и рабства греху, в котором он оказался. Кто кому служит, тот тому и последует: исполняющий грех есть раб греха, но свобода возможна, можно научиться использовать силу, дарованную нам Господом для защиты, правильно: не разрушая себя гневом, но защищаясь от истинных врагов - духов злобы поднебесной. Для этого надо захотеть свободы больше всех земных увлечений, больше самой жизни, и тогда Господь подаст Свою помощь - решительным и самоотверженным. Помогай нам всем Господь!

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать