23 февраля. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова

23 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читается Евангелие от Матфея. Глава 1, с 1 по 17 стих.

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

(Мф. 1, 1-17)

Начался Великий пост, и по сложившейся традиции мы начинаем читать Евангелие от Матфея. Сначала вспомним, что адресатом этого Евангелия были прежде всего иудеи, именно поэтому Матфей, сам иудей, начинает с родословной Иисуса Христа. Для него было важно показать, что Христос - потомок Давида, поскольку это указывало на Его мессианскую сущность. Из пророчеств Ветхого Завета известно, как иудеи ожидали пришествия своего Мессии, о Котором было известно, что Он будет из рода Давида. Именно с этого указания и начинает евангелист Матфей. Многие из перечисленных здесь имен можно встретить в ветхозаветном Писании и понять, о чем идет речь, когда произносятся порой не вполне понятные нам имена.

Необходимо отметить, что в иудейской среде родословию придавалось большое значение. Цель евангелиста Матфея - показать происхождение Христа Иисуса из рода Давидова. Это главная задача длинного списка имен, приведенного в евангельском отрывке, который читается сегодня и перед праздником Рождества Христова. Хотя это перечисление может кому-то показаться скучным, здесь можно открыть ряд важных и глубоких смыслов. По слову одного из толкователей Священного Писания, здесь перед нашим взором разворачивается вся человеческая история.

Для более удобного запоминания евангелист Матфей говорит, что родословие делится как бы на три стадии: от Авраама до Давида  четырнадцать родов, от Давида до переселения вавилонского четырнадцать родов, и от переселения в Вавилон до Христа еще четырнадцать родов. В этих этапах развития всей человеческой истории можно увидеть, почему для прихода Бога в этот мир было избрано именно это время. В течение ближайших передач мы будем искать ответ на этот и множество других, бесконечно важных вопросов, для того чтобы понять смысл, цель и значение пришествия Христова и того, что Он приносит в этот мир.

В период от Адама до Давида является слава этих двух величайших пророков и праведников. При Давиде Царство Израильское и Иерусалим сияли во всей своей красе и славе. От Давида до переселения в Вавилон - это период падения и уничижения. От вавилонского переселения до Христа, напротив, чаяние пришествия Христова. Эту историю израильского народа можно перенести на всю человеческую историю и увидеть, каким образом проходила жизнь человека начиная с самого Адама. Мы видим разделение на периоды некогда данной благодати и силы и, напротив, на этапы падения, отчуждения и страха потери в истории израильского народа.

Одновременно надо внимательно посмотреть на имена, перечисляемые евангелистом Матфеем. Родословная у иудеев строилась по мужской линии, поэтому здесь упоминаются мужские имена. В ветхозаветное время место женщины было второстепенно - имена женщин никогда не упоминались в родословии. У фарисеев даже была такая молитва: «Господи, славлю Тебя за то, что Ты не создал меня язычником, за то, что я не раб и за то, что я не женщина». Это отражает состояние женщины, которая не имела никаких прав в иудейском обществе того времени.

Однако в данном тексте упоминается как минимум три женских мнения. Для чего это делает евангелист Матфей? Здесь важный и тонкий намек автора текста на тот глубокий духовный смысл, который приносит в мир Рождество Христа. С Его пришествием стираются всякие рамки, и суть этого хорошо раскрывает апостол Павел, говоря, что во Христе нет теперь ни эллина, ни иудея,  ни мужеского, ни женского пола, то есть перед Богом нет ни одного человека, который оказался бы выше или ниже по статусу, должности или занимаемому положению. Перед Лицом Божиим все равны, более того, Господь говорит: «Если хочешь быть первым, будь последним. Кто сам возносит себя - будет уничижен. Тот же, кто уничижает себя, напротив, будет возвышен».

Это и многое другое обнаруживается в сегодняшнем Евангелии, казалось бы, столь простом, понятном и, может быть, даже скучном. Здесь нам открывается глубокая истина: в мир приходит Христос и дает ему Новый Завет, который вновь выстраивает некогда утраченные отношения человека с Отцом Небесным. Теперь перед Богом нет  ни одно забытого народа или забытого человека. Всякому открыт путь на Небо и выстроен так, чтобы мы приняли Христа таким образом, как об этом будет говориться в следующих стихах главы первой Евангелия от Матфея.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать