21 февраля. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

21 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, с 1 по 13 стих.

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8 Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(Мф, 6, 1-13)

Совсем скоро наступят дни Великого поста. Святая Церковь готовит нас к удивительному пути, который ведет к Светлому Христову Воскресению. В эти дни мы должны постараться обновиться, изменить себя.

Сегодня Господь через Евангельское повествование научает нас самому важному в духовном делании христианина — внутреннему деланию.  Святые отцы говорят о том, что внешнее к Богу привести не может, человек приходит к Богу через внутреннюю духовную жизнь. «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы...». Именно поэтому вся духовная жизнь, все внимание человека должно быть сосредоточено на рассмотрении своего сердца, своего внутреннего состояния. Святые отцы-исихасты призывали ум свой возвращать в сердце, чтобы вернуть и сохранить силу своего духа.  Тогда человек получает возможность соединиться с Духом Божиим. Если же все внимание находится вовне, дух человеческий не оживляется. Тогда соединения с Богом не происходит, и все труды человека могут быть напрасны.

Господь призывает не делать милостыни перед людьми. Возникает вопрос, творить ли вообще какие-то добрые дела? Так или иначе, любое внешнее доброе дело будет замечено людьми. В первую очередь, не надо делать добра напоказ, ожидая похвалы и тщеславясь. Тщеславие — это саморазрушение и хула на Бога. Человек не может сделать добра без помощи Божией, поэтому человеку нельзя тщеславиться. Человеку дается возможность: ситуация, время, событие — все так по Промыслу Божию совпадает, что он творит дело милосердия. Твоя какая в этом заслуга? Если человек тщеславится, то есть приписывает славу себе, а не Богу, он лишает себя награды. Главная награда — единение духа человеческого с Духом Божиим. Делаешь доброе дело? Слава Богу! Делай его для Бога,  а не для человеческой похвалы. И тогда дух твой соединится с Отцом Небесным. Кто делает для похвалы людей, тот получает награду свою на земле. Самое печальное, что добрые дела, сделанные с тщеславием, не меняют человека. Он «расплескивает» свое внимание вне себя.

Молитва тоже не должна быть напоказ. Если во время молитвы я думаю, как я смотрюсь перед людьми — это глумление над молитвой. Я молюсь не Богу, а себе, идолу. Святые отцы призывали совершать молитву втайне, в глубине сердца. И тогда человек получает награду от Отца Небесного. Нельзя молитву воспринимать как набор слов. Вначале молитва  человека гласная, читаемая вслух - затем может стать словесной, читаемой про себя. Но молитва — это, в первую очередь, единение с Духом Божиим, когда уже не нужны слова. 

Господь дает нам пример молитвы: молитва «Отче наш». Святой Исаак Сирин говорил: «Войди во внутреннюю клеть твою, там ты увидишь клеть Небесную, и там ты увидишь лестницу на Небо». Так и молитва «Отче наш» научает нас молиться о небесном, а не о земном.  Небо находится в человеке, внутри себя он может увидеть Отца Небесного.  В молитве «Отче наш» мы просим Бога, чтобы Имя Божие светило во всей жизни человека, чтобы наша воля была в согласии с волей Господа.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» - здесь мы молимся о Святом Причастии, и о всем необходимом в земной жизни. Хотя Бог знает, что нам нужно, но мы по немощи своей просим об этом. Мы должны кротко просить дать нам блага на сегодня, потому что не в нашей воле завтрашний день.

В молитве «Отче наш» мы просим Бога избавить нас от падений, чтобы Он не дал нам усомниться  в вере, сделать неправильный выбор. Просим помощи, укрепления, избавления от лукавого. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать