2 марта. Прп. исп. Владимира (Терентьева)

2 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 2 марта 2015 года.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Владимира, Льва, Анны.

Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники.

Радости и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика преподобноисповедника игумена Владимира (Терентьева). Преподобноисповедник Владимир родился в 1872 году в деревне Шибаново Псковского уезда Псковской губернии в семье крестьянина Терентия Терентьева и в крещении наречен был Василием. 15 августа 1898 года Василий поступил в пустынь Святого Параклита в Александровском уезде Владимирской губернии. 25 мая 1901 года он перешел в Смоленскую Зосимову пустынь и проходил здесь послушание кровельщика и маляра. 28 марта 1907 года Василий был пострижен в монашество с именем Владимир. 31 мая 1912 года он был переведен в Царицынский Свято-Духов монастырь Саратовской епархии и проходил здесь послушание помощника казначея. 30 июля 1912 года он был рукоположен во иеродиакона, и в августе того же года – во иеромонаха. В августе 1912 года иеромонах Владимир был назначен временно управляющим Царицынским Свято-Духовым монастырем. C 14 апреля 1917 года он снова стал подвизаться в Смоленской Зосимовой пустыни. В 1923 году иеромонах Владимир был возведен в сан игумена. В этом же году пустынь была безбожниками закрыта и преобразована в сельскохозяйственную артель; отец Владимир прожил в ней до ее упразднения большевиками в 1927 году, после чего поселился в Сергиевом Посаде, подрабатывая у частных людей в качестве кровельщика.

В конце 1929-го – начале 1930 года советская власть возобновила широкомасштабные гонения на Русскую Православную Церковь. Все монастыри к этому времени были закрыты, монахи и монахини изгнаны и расселились по городам и весям Руси. Но и вне монастырских стен они вели монашеский образ жизни, как бывало и в древности, зарабатывая на жизнь рукоделием и служа в оставшихся незакрытыми храмах. Большинство из них вели замкнутый образ жизни, мало сообщаясь с крестьянами, чтобы не быть обвиненными при проходящей повсюду коллективизации в антисоветской деятельности.

В апреле-мае 1931 года сотрудники ОГПУ Московской области арестовали монахов и монахинь, обосновавшихся после закрытия обителей в селах и городах области. Их обвинили в том, что они будто бы объединились в церковно-монархическую организацию, созданную под флагом защиты православной веры от преследующей ее советской власти для проведения антисоветской работы. Всего по этому делу было арестовано шестьдесят человек.

Игумен Владимир (Терентьев) был арестован 5 апреля 1931 года и после краткого допроса в Загорске заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; туда же перевезли всех обвиняемых, объединенных сотрудниками ОГПУ по одному делу.

1 мая 1931 года следователь зачитал отцу Владимиру постановление о предъявлении обвинения и задал несколько вопросов. Выслушав их, игумен Владимир сказал: «Мне приходилось говорить с верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть только шуточными, так как срок появления антихриста никому неизвестен и никакого знамения на этот счет еще не было. Появление советской власти я таким знамением не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа за грехи и для вразумления. Поскольку советская власть не признает никакого Бога, поэтому она и проводит политику гонений... Как долго будут продолжаться гонения – не знаю, все это зависит от воли Божией... Виновным себя в предъявленном мне обвинении... не признаю, так как в антисоветской организации я не состоял... в разговорах об антихристе ничего противного советской власти с моей стороны допущено не было».

6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Владимира к пяти годам ссылки. Игумен Владимир (Терентьев) скончался в ссылке в Казахстане 3 марта 1933 года и был погребен в безвестной могиле.

Началась вторая неделя Великого поста, первая неделя всегда более строгая, чтобы настроить христиан на период подвига - не в смысле великого дела, но движения. Жизнь - это движение -  человеку необходимо все время двигаться, и хорошо, чтобы движение это совершалось в правильном  направлении. Но если только человек останавливается, то остается на месте лишь секунду, вслед за чем следует движение по скатыванию вниз, и порой оно набирает такую скорость, что человек летит вниз, как ком с горы. И только если на пути встанет дерево или камень, налетев на него, человек расшибет себе лоб в кровь, но зато остановится - сядет и задумается.

Первая неделя «пропитана» особыми богослужениями: в первые четыре вечера мы молились умилительным Покаянным каноном преподобного Андрея Критского, в котором каждое слово, как жемчужина, нанизанная на нить покаяния. Цель этого удивительного произведения - максимально собрать наш ум, потому что духовная жизнь происходит внутри, там, где сердце. Как в свое время сказал блаженный Августин, «Адам упал и разбился на части» - человек после грехопадения расстроился, рассеялся, рассредоточился. Ум, переплетенный с рассудком, все время направлен на внешнюю деятельность. Господь устроил человеческий организм таким образом, что в нем есть функции, отвечающие за внешнее, как например, рассудок - логика, мышление, память, воображение, и этими инструментами человек познает внешний мир. А есть ум - энергия души, который дан нам для познания Бога, но в  нашем теперешнем состоянии она также направлена исключительно вовне. То есть даже во время молитвы и совершения богослужения – в самые высочайшие духовные моменты - ум все равно где-то летает, и человек все время пребывает в рассеянности, а это мертвое состояние души. Потому что ум не должен дружить с миром, поскольку «дружба с миром есть вражда против Бога».

Одна из духовных задач - разорвать связь ума с рассудком, ум должен «вернуться в себя», как это сказано о блудном сыне. Ум должен заняться тем, чем и должен заниматься по замыслу Божию: стоять на страже сердце и видеть приближающихся врагов в виде помыслов. Помыслы, как стрелы, проникают в область нашего воображения и памяти: здесь бесы чувствуют себя хозяевами, увлекая человека во всевозможные мечтания, фантазирования и развлечения, и очень крепко владеют нашим умом - он связан, безоружен, бессилен. Надо разорвать эту связь и вернуться умом внутрь. Это целая наука, которая так и называется - внутреннее делание. К этому надо обязательно стремиться.

Господь каждого человека ведет к единственной цели - встрече с Самим Собой. Эта встреча может произойти только в нашем сердце, как средоточии нашей духовной составляющей. Это очень конкретный и реальный путь, на который призван каждый из нас. Конечно, в том случае, если человек захочет этого. Но желание его обязательно должно быть выражено в конкретных действиях, а не как это происходит у большинства у нас, когда мы сидим на диване и фантазируем, как с понедельника начнем новую жизнь. Существует заблуждение, что раз Бог всех любит, то Он всех спасет и помилует.  Это ложь,  у святых отцов встречается мысль, что Бог не любит нерешительных - Он ждет от нас труда: решительного движения в сторону очищения своей души, в сторону преображения. Покаяние - это деятельный процесс. Когда на исповедь приходят дети и каются в том или другом - приходится напоминать, что они не просто произносят слова, но дают Богу обет, клятву в том, что проявят максимальные усилия, чтобы победить названный грех. На исповеди надо очень ответственно произносить, в чем ты каешься: за словами должна следовать решительная борьба до крови против того, что ты обозначил, как зло и грех.

Человек развивается последовательно и целенаправленно, и на каком-то этапе обязательно должна появиться жажда молитвы. Если человек не любит молиться, значит, его душа не жива. Признак живой души - стремление к молитве, желание постичь это величайшее искусство.  Духовная жизнь развивается, когда человек не топчется десятилетиями на одном месте, лишь вычитывая правила либо дремля на службе - ведь и в церкви можно прожить зря, не приобретая того, что может дать церковь. Если человек взрослеет духовно правильно, то на каком-то этапе появляется жажда молитвы, когда он не удовлетворяется внешним деланием, но желает постичь внутреннее. Этого я и желаю всем – и помогай нам Господь!

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать