2 апреля. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи

2 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читается Евангелие от Матфея. Глава 9, с 1 по 8 стих.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(Мф, 9, 1-8)

Господь возвращается с учениками Своими из страны Гергесинской, где происходила Его встреча с бесноватыми. Бесы были изгнаны из людей, но Господь уходит оттуда, потому что весь город вышел навстречу Иисусу и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Почему люди смеют так поступать? Пришел Спаситель мира, Богочеловек, Который освободил их от бесноватых. Им бы обрадоваться: наконец пришел Тот, Кто спас от этой напасти, но люди вместо этого были исполнены сожаления о потерянных свиньях. Потеряв мнимое благо, они отвергли и благо настоящее –  просили Иисуса отойти от них, не хотели, чтобы Он с ними был. И Господь уходит, потому что внутреннее решение – быть с Богом или не быть – принимается всегда самим человеком. Бог нас создал свободными. Наша внутренняя свобода неприкосновенна, это одна из составляющих образа Божия в человеке, то, что делает человека человеком и отличает его от животных. Если нарушить внутреннюю свободу, человек перестает быть человеком. Дальше может произойти большее: так как мы все являемся носителями одной человеческой природы и связаны друг с другом, нарушение природных свойств в одном человеке повлечет нарушение природы во всем человечестве. Господь со смирением уходит от тех людей. Удивительно, но человек, оказывается, может выгнать Всемогущего Бога: выгнать из своего сердца, из своей жизни и добровольно уйти в муки. Кто-то говорит: «Бог есть Любовь, Он всех должен спасти, помиловать» - Господь всех готов спасти и помиловать, но только когда человек сам пожелает этого.

Господь приезжает в Свой город Капернаум. Сквозь толпу к Нему пробираются люди, несущие своего друга или родственника - расслабленного, парализованного, лежащего на постели. Они не могли войти в дом, вынуждены были подняться по стене и, разобрав внутреннее перекрытие, опустить на веревках расслабленного на покрывале. Сколько у людей было веры и желания помочь этому человеку! Любовь к ближнему позволяет нашему сердцу повернуться к Богу. Чем больше праведных дел любви человек делает, тем больше он способен любить. Наше духовное сердце безгранично: оно может развиваться, расширяться без границ, потому что создано для Бога.

Приносят Ему расслабленного. Видя их веру и веру самого расслабленного, который находился не в бессознательном состоянии и все слышал, Господь говорит ему: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои». Дерзай – значит будь смелым, будь бодрым, не бойся, прощаются тебе грехи твои.

Этот расслабленный человек внутри себя, видимо,  очень четко понимал, какие грехи являются основой его болезни. Болезнь приводит человека к покаянию, приводит к переоценке своей жизни. Человеку, который страдает довольно длительное время, очень важно начать заглядывать внутрь себя: научиться правильно обращать внимание на себя, не теша свою самость и самолюбие, а по-честному знать себя, общаться с самим собою, со своей душой. Тогда он не может не увидеть своих грехов. Когда человек - под действием внимания, умной молитвы - видит свои грехи, тогда у него возникает покаяние, желание очиститься, освободиться, исцелиться внутри себя. Исцеление тела – как Бог даст. Для этого расслабленного и принесли - «Господи, как Ты решишь».

Господь, видя внутреннее покаяние человека, освобождает его от греха, исцеляет сначала его душу - «прощаются тебе грехи твои». Господь исцеляет, не слыша его просьб, но видя его внутреннее состояние. Для покаяния не всегда нужно внешнее «Господи, прости». Внешнее будет работать только при наличии внутреннего. Однако мы не должны прийти к ложному выводу, что не надо исповедоваться, называя свои грехи на исповеди, что Господь и так простит. Но внешние слова могут остаться только словами: исповедь, к сожалению, не всегда связана с покаянием. Возможно, от этого грехи к нам всегда возвращаются. Когда же есть наличие внутреннего покаяния, даже когда человек не может просить (как в данном случае расслабленный, который даже не мог говорить), но покаяние есть, Господь прощает и освобождает от греха.

При этом некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Такое заявление в них возникло потому, что они сделали вывод - кто может, кроме Бога, прощать грехи? Они правы - кто, кроме Бога, может знать внутреннее состояние человека: его мысли, движения, сердечные чувства? Святые отцы говорят, что дьявол не может знать, он может лишь догадываться по внешним признакам, что у человека происходит внутри, но точно знать не может, это от него скрыто. Только Бог может знать. Получается, заявление книжников о богохульстве Христа, может быть опровергнуто ими самими. Если Он говорит «прощаются тебе грехи твои», а сам расслабленный о своих грехах не говорил, получается, что Иисус как-то об этом узнал, значит, Он имеет божественные свойства всеведения.

Господь открывает помыслы книжников: «Я знаю о том, что вы мыслите худое в сердцах ваших». В этих словах указывается источник нашей умственной силы, нашего ума - сердце духовное. Господь показывает им: «Если Я знаю, о чем вы думаете, и тут же вам это доказываю, тогда признайте, что Я есть Бог». Но чтобы им было понятно, Господь говорит так: «Что легче сказать - прощаются тебе грехи, или встань и ходи?». Человеку кажется, что легче сказать «прощаются грехи», потому что внешне это может никак не проявиться, мы не можем видеть, произошли у человека перемены внутри или нет. Если же сказать парализованному «встань и ходи», это уже означает исцеление словом. Ни то, ни другое не под силу человеку:  ни грехи простить, ни исцелить словом.

Христос снисходит к немощи слушающих, говоря: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Чтобы они поняли, что Он  Бог, делает меньшее, но на человеческий взгляд более эффективное - говорит больному: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Только что человек был парализован, много лет находился в болезни, а сейчас к нему полностью вернулись силы - он может взять свою одежду, постель, и идти домой. Что еще больше надо?

«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». Несмотря ни на что, люди еще не способны признать во Христе Бога. Для этого нужна некая революция в сознании людей, нужно принять саму идею о том, что Бог стал человеком. Для этого Господь и создал Церковь, чтобы именно в ней люди научились правильной вере.

Благословение Господне да пребудет со всеми нами!

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать