19 марта. Не можете служить Богу и маммоне

19 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 22 по 26 стих.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23 Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

(Мф, 6, 22–26)

Господь общается с народом иудейским и говорит им важные вещи. Жизнь, которой живет человек, его состояние не нормально, ниже естественного. Человек пал и потерял четкий ориентир, куда себя направлять. Грех, совершенный первыми людьми, расколол человека. Внимание оторвалось от Бога. Дьявол в раю предложил человеку быть без Бога довольным, счастливым, всеведущим, всемогущим. «Ничего не поменяется, все будет даже лучше, вы будете сами по себе, не надо с кем-то советоваться, зависеть», — вот предложение дьявола. Внимание ума оторвалось от Бога и направлено на себя самого. Ум человеческий ищет, что может его сделать богом: знания, сила, наслаждение, удовольствие, радость. Любого человека спроси: что для тебя есть счастье? Начнется перечисление вещей понятных, но внешних: слава, власть, богатство, дети, работа, — все это вовне. Человек в течение всей жизни пытается вне себя найти то, что сделает его вседовольным. Но у него не получается, о чем свидетельствует вся история.

Господь говорит, что необходимо поменяться, перенаправить внимание: перестать себя ставить на первое место, обожествлять себя, тварное существо, себе приносить служение и вне себя искать счастье. Человек устроен Богом так, что в нем есть орган богообщения — дух. Дух, по мнению святых отцов, находится в сердце, не в сердечной мышце, а в духовном сердце. Необходимо вернуть внимание духовного сердца к Богу, к Которому должны быть направлены все жизненные устремления.

Сегодня мы слышим об уме, который должен пребывать в сердце. Нам это непонятно, мы привыкли, что ум у нас в голове, постоянно рассеивается, находится в поиске. Святые отцы, не понаслышке знающие о богообщении, восстановившие себя, говорят, что ум должен принадлежать сердцу. Он является энергией, светом, который просвещает человеческий дух. А дух руководит всем человеком.

«Светильник для тело есть око» — здесь говорится не о глазах, а о духовном зрении, уме человеческом, который будучи светлым просвещает внутренний мир человека. Тогда человек становится способным заботиться о себе полноценно. Святой преподобный Симеон говорит о христианской жизни как о духовной брани. Мы воюем за свою душу, есть враги на этой войне — демоны, духовные существа, которые пытаются держать нас в этой власти. Преподобный Симеон говорит, что мы в этой войне проигрываем потому, что находимся в темноте: получаем от врага удары, но не видим этого. Поэтому сопротивление наше довольно бесплодно. Чтобы воевать с врагом более-менее полноценно, необходимо освещение, для того чтобы видеть его. Освещение появляется от просвещения и очищения человеческого ума.

«Если око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Человеческий ум темнеет из-за постоянного «разлития» внимания на земные блага. Ум через это утомляется и омрачается. Омрачается от взаимодействия с бесовскими помыслами, а дальше подключаются другие силы души: воля и чувства — и человек весь омрачается. Дух становится мрачным и неспособным быть хозяином в человеке. Для ума необходима правильная деятельность, то, что отцы называют «умно-сердечной молитвой».

«Никто не может служить двум господам…» Бог сотворил человека, чтобы он стал богом, но это происходит, когда есть соединение с Богом. Без внимания ума этого не происходит. По замыслу Бога мы должны пребывать в благе, в добре. Но одновременно дана и свобода — в тебе есть все для радости, но выбирай сам. На семейном празднике родители желают ребенку подарить подарок, но он должен заглянуть под кровать, чтобы его найти. Бог все нам дает, чтобы мы с Ним были в счастье и благе.

Человек в грехопадении лишился всего, решил себя сделать богом, но не может. Не найдя этого в себе, он начал искать внешних благ: буду самым богатым, самым сильным, буду искать удовольствий, еды. Но и это быстро преходяще. Дух не может удовлетвориться чем-то внешним, богатства и внешние блага не помогают.

Господь дает рецепт: «Не заботьтесь, что вам есть и что пить». Это часто вызывает возмущение и воспринимается как безумие. Господь призывает не заботиться в том смысле, чтобы не поклоняться всему этому. Сколько нам нужно еды? Разве человеку нужно 50 пар обуви, 30 штанов и 800 футболок? Но часто бывает преувеличение важности всего этого, и человек слишком много угождает своим потребностям, превращая свою жизнь в рабство для увеличения запасов еды и одежды. Но душа важнее, она не должна быть зависима от вещей второстепенных. Неужели Бог не прокормит человека? Если все сто процентов твоих забот будут направлены на богообщение, ангелы будут приносить тебе бутерброды. Поставь Бога на первое место, перестань что-то другое обожествлять — все зависит от Творца. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать