18 июня. Сщмч. Михаил Вотяков

18 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 18 июня 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Михаила, Николая, Игоря, Константина, Федора, Леонида, Георгия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Михаила Вотякова.

 

Священномученик Михаил родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 году Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899 – 1901-м и в 1903 годах Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году – выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году – экзамен на псаломщика и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда.

10 декабря 1906 года Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах .

В 1911 году диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника к Покровскомухраму в селе Кумья Козмодемьянского уезда.

В этом храме в 1917 году у отца Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника.

Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Они писали: «На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей... С цельюпримирения прихожан со священником отец благочинный  собрал 23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все, а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда они подписались.

Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор подписали только десять домохозяев. Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать  недействительным и самое дознание неполным и односторонним...»

Епископ согласился с ними, и отец Михаил был оставлен служить в этом храме, однако отношения между прихожанами оставались напряженными, и в 1919 году он был переведен в храм святых равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден,  во время гражданской войны и голода еще более обнищал, и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало и вовсе отчаянным.

В 1921 году прихожане храма в селе Красный Яр Чистопольского уезда стали просить отца Михаила к себе, но пока прошение дошло до епископа Мамадышского Иоасафа, управлявшего тогда Казанской епархией, туда был определен уже другой священник. В 1923 году храм в селе Кулаково был властями закрыт, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея.

В 1929 году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930 году был направлен служить в Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника.

20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором писали, что «священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с “проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Почти всегда во время выступления с “проповедью” Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации».

20 апреля 1931 года отец Михаил и с ним одиннадцать крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в городе Чистополе.

28 апреля всем арестованным крестьянам было предъявлено обвинение, в котором, в частности, говорилось, что они «просили помочь священнику в уплате... налогов... упорно требовали на собрании открытия церкви, говоря, что нам никаких колхозов не надо, также и советской власти, отдайте нам церковь, так как мы хотим молиться».

На следующий день следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал. «К населению я с такой просьбой не обращался, – сказал отец Михаил, – со стороны верующих я получал что-либо из пищи, но денежных средств я от верующих не получал... В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера».

30 апреля следствие было закончено и составлено обвинительное  заключение; все арестованные обвинялись в том, что «они, будучи настроены враждебно по отношению к советской власти и представляя из себя контрреволюционную группировку, вели систематическую агитацию и распространяли провокационные слухи».

12 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года и погребены в общей безвестной могиле.

 

Хочется поблагодарить всех вас, дорогие телезрители, за молитвы, за внимание и заботу, особенно тех, кто посильно жертвует на восстановление Успенского собора в городе Екатеринбурге. Было так необычно, когда в паломничестве, во время крестного хода то с одной, то с другой стороны подходили люди и передавали записочки и лепты на восстановление собора. И так этими маленькими ручейками, дай Бог, будет восстановлен храм.

Особо хочу поблагодарить рабу Божию Екатерину, которая, будучи пожилым человеком, передала значительную - как мне кажется - для пенсионера сумму. Парадокс в том, что пенсия небольшая, а люди умудряются и внукам помогать, и милостыню творить. Как это происходит? Некоторые ведь получают большие деньги и не могут удовлетворить своих потребностей, наверное, все дело именно в них. Человек должен уметь держать себя в определенных рамках воздержания, потому что все, что мы в основном желаем для себя, это плод наших распущенных прихотей. Человеку совсем необязательно столько есть, а потом еще и тратить деньги на разные системы похудания. Вот «проблема» - сначала много съесть, а потом много потратить на способы все это «сжечь». У некоторых пожилых людей -  к сожалению, не у всех - приходит в норму отношение к внешней жизни и собирается душа. Кто-то умеет управлять своим телом, своей жизнью и помогать. Это очень важно, потому что все мы очень скоро умрем. Утешительно звучит? Да! Ведь закончится жизнь со всеми ее трудностями и скорбями, и тогда начнется жизнь настоящая, а пока все это лишь ее преддверие, все мы находимся в ее притворе, в ожидании прихода полноты жизни. Пока лишь иногда бывают радость, мир, пусть даже малый, а потом все опять сметается суетой, страстями, грехами, и душа вновь беспокоится, теряет свое место, болит и мучается - и так до конца жизни. До тех пор, пока человек не встанет перед Христом и не услышит: «Добрый  рабе, благий и верный. Ты в малом был верен, над многим поставлю тебя. Войди в радость Господа Своего». Какие замечательные слова! «В малом бы верен» - это то малое, что было дано нам в жизни, и через которое мы можем достичь великого. Каждому по силам дает Господь. Кому-то по силам жить на пенсию, а кому-то управлять заводами, газетами. Главное не путать цель со средствами. Основная проблема современного человека в том, что он запутался, замутился. Ему внушили, что цель его жизни - взять от нее все: получить все возможные удовольствия, удовлетворить все свои потребности, как можно больше потребить, испытать, посетить. И человек перевернулся с ног на голову; стоит на голове и думает, что цель жизни - это деньги, маммона во всех ее проявлениях.

Деньги - это только средство, в том числе и для стяжания благодати Духа Святого: они могут приносить духовную пользу, когда служат бедным, когда человек, обладающий средствами, может ими делиться. Для этого Бог и дал ему деньги. Конечно, сам человек тоже прилагает усилия, но дает их Бог, одним дает меньше, другим - больше. Для чего Он дает их? «Я был голоден. Ты накормил Меня? Я был болен. Ты посетил Меня?» Но это для людей, живущих на одну зарплату или пенсию. А для людей со средствами другие дела: «Я был болен - ты построил Мне больницу? Я был голоден - ты открыл благотворительную столовую? Я был нагим - ты открыл приют для странников?» Как граф Шереметьев, который в свое время построил в Москве приют для странников, не просто дом, а целый дворец. Прошло много лет, а золотая табличка не этом здании напоминает, что жил такой человек и средства свои не в ресторане в картишки спускал, а о бедных заботился. О нем помнят люди, а главное - Бог не забывает о нем в вечности. Поэтому, дорогие мои, не путайте цели и средства, будьте внимательны и старайтесь ни к чему земному не прилепляться, потому что настоящие радости - в вечности. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать