18 февраля. Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют

18 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Читается Евангелие от Луки. Глава 19, с 29 по 40 стих.

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30 Сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

31 И если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34 Они отвечали: он надобен Господу.

35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

(Лк. 19, 29-40)

Господь идет в свой последний путь в священный город Иерусалим, для того чтобы принять страдания, муки и смерть за род человеческий. Он идет умирать, чтобы Своей смертью дать жизнь. Спаситель говорил, что, если семя, брошенное в землю, не умрет, то не даст плода. Так и здесь, смерть Спасителя служит к спасению рода человеческого.

Но всегда нужно понимать, что спасение — дело добровольное. Оно не происходит механически. Бог все делает для нашего спасения, но спасемся мы или нет -  зависит от нас. Насколько мы поверим Ему? Насколько мы пожелаем спасения? Насколько мы будем содействовать Богу в спасении самих себя? Есть изречение святых отцов о том, что Бог нас без нас не спасает. Задача человека — не просто согласиться с тем, что сделал Христос, а постараться изменить себя, для того чтобы принять благодать Божию, плоды спасения. Мало в Бога поверить, нужно еще соединиться с Ним, а для этого очень многое нужно поменять. Необходима очень правильная духовная жизнь, подразумевающая под собой как внешние изменения жизни, так и - что самое главное — изменения внутренние.

Господь идет в Иерусалим. Происходящее в этот день показывает реакцию людей на то, что делает Богочеловек. Одни рады - другие скрежещут зубами. Одни согласны - другие постоянно ищут повод оспорить то, что Он делает. Одни горят всей своей жизнью, всем своим существом, идут за Ним, будучи Его учениками, а другие остаются полностью равнодушными к тому, что происходит. Мыслят так: «Меня это не касается, мне некогда. Я купил пять пар волов и иду их испытывать».

Господь подходит к горе Елеонской и посылает учеников своих в предлежащее селение за молодым осленком, на которого никто не садился. В то время осел считался почетным животным. На ослах возили грузы, с их помощью производились многие работы. Лошади были предназначены лишь для военных действий. Также осел считался царским животным: в мирное время царь путешествовал на осле. Опять же, вспоминаются ветхозаветные пророчества: «Царь твой грядет кроткий на молодом осленке». Иудеи знали пророчества и знали, что один из признаков пришествия Мессии - то, что Он въедет верхом на молодом осленке. Это должно было символизировать, что грядет истинный Царь. Поэтому Господь и устраивает так, чтобы пророчество исполнилось. Осленок был не объезжен, на него никто не садился, но видна кротость и послушание этого животного: он не пытался вырваться и убежать, не послушен человеческой руке, но Христу послушен. Это очень важный пример для людей:  бессловесное животное послушно воле своего Творца, чувствует Его, а человек - существо возвышенное над всем окружающим миром, созданное по образу Божию - не знает своего Бога, непослушен, живет по своей безумной воле, ведет себя гораздо хуже, чем необъезженное вьючное животное.

Пример осленка также показывает, каким должен стать человек. Он должен прийти в состояние внутренней молодости, необъезженности, чтобы никакие силы зла не владели нами, чтобы дьявол через страсти не «ездил» на нас. Помните, как Господь говорил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту фразу в какой-то степени можно связать с этой ситуацией: нужно быть подобными молодому осленку, послушно и кротко подошедшему ко Христу.

Толкователи говорят, что, возможно, Господь, неоднократно бывая в тех селениях, договорился с кем-то из живущих там, что однажды Ему может понадобиться осленок. Возможно, это и исполнилось: когда апостолы отвязывали осленка, их спросили, зачем они берут чужое животное. И когда они напомнили хозяину о чем просил Господь хозяин с готовностью согласился.

Далее начинается народное ликование. Апостолы постилают свои одежды на пути Христа, восседающего на осленке. Когда подходили к горе Елеонской, множество учеников стали велегласно славить Бога и те чудеса, которым они были свидетелями. И говорили: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» Люди осознали, какое наступает время. Иудеи ждали политических перемен и земной сверкающей жизни, не хотели задуматься, что она переменчива и быстротечна. Глупо человеку возлагать все свое упование на земные ценности, ожидая лишь сытости, славы и комфорта. Но это то, чего ждет большинство людей в своей жизни. А Господь смотрит на них с грустью, потому что понимает, что эти люди во многом разочаруются через очень короткое время. Он знает, что через несколько дней кто-то из них будет стоять во дворце Пилата и кричать: «Не нужен Он нам, подай нам Варраву. Этого отдай на распятие. Он не удовлетворил наши ожидания, мы готовы были за Ним пойти на край света и что видим: Он избитый, израненный, стоит весь оплеванный. Кому Он такой нужен? Это не наш Царь. Мы отказываемся от Него, мы ошиблись, придет кто-то другой».  Христос пришел дать людям Небо, но для них гораздо заманчивее что-то обманчивое, но доступное в данный момент.

Некоторые из фарисеев просят Его запретить ученикам славить Его под предлогом, что якобы тогда начнется возмущение. Но Господь говорит, что их радость искренна и нельзя заставить их замолчать. Ученики правы: Он - Царь Израилев, и если умолкнут они, то камни возопиют. Под камнями Христос мог подразумевать язычников, которые хотя и подобны камням в духовном смысле, но и они прославят Господа. Благословение Господне да пребывает со всеми нами.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать