18 апреля. Ему должно расти, а мне умаляться

18 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 3, с 22 по 33 стих.

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

24 Ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

32 И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен.

(Ин, 3, 22-33)

Сегодняшнее повествование начинается с того, что Господь приходит в землю иудейскую с учениками Своими и начинает крестить народ. Сам апостол Иоанн в дальнейшем уточняет, что крестил не Сам Господь, но крестили ученики Его. Теперь же существует предание, что Христос Сам покрестил Божию Матерь и апостола Петра. Апостол же Петр покрестил других учеников. Но то крещение не было новозаветным, когда человек рождается от воды и Духа. Это был скорее обряд омовения от грехов, начало покаянной жизни. Он был нужен, чтобы подготовить себя  для прихода в сердце благодати Божией. Ветхозаветное крещение отличается от новозаветного: первое лишь подготавливало человека к принятию благодати, а во втором благодать уже действует. Ученики уже были крещены, но Дух Святой пришел в их сердца только в Пятидесятницу. Иоанн пишет, что люди приходили креститься к апостолам. Ученики Христовы говорили о покаянии и очищении. В этом они были схожи со служением Иоанна Предтечи. Там и там действовал Бог, и исполнялась Его воля.

«А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу». Как говорит Иоанн Златоуст, довольно скоро после прихода Спасителя Иоанн Предтеча был заключен в темницу. Господь уже пришел и ждал, когда Иоанн выполнит свое дело. Спаситель вышел на дело проповеди после того, как Иоанн выполнил свою задачу и увенчал свою жизнь мученической кончиной.

«Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении». Кто-то из иудеев покрестился у апостолов, и возникло смущение. Хотя то, что делал Предтеча, делали и апостолы, тем более что некоторые из них в прошлом были его учениками. Они призывали людей к тому же самому: «Приготовьте путь для Господа в сердцах своих. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Единственное, чем отличалось их крещение - они указывали на Христа. Один из иудеев, приняв очищение от апостолов, приходит к ученикам Иоанна и возникает спор. Также и у нас: одни прихожане считают, что у них батюшка правильно прочитал Евангелие, а другие прихожане считают, что их батюшка лучше читал. Потому и апостол Павел восклицает: «Что вы говорите: “Я Павлов,  Петров”. Неужели Павел распялся за вас? Христос распялся! Все вы — Христовы. Почему вы спорите?» Ученики Иоанна Предтечи, которые остались и не пошли за Христом, спорили из ревности: им тоже хотелось быть апостолами, они считали, что их учитель более достоин называться Христом, нежели Иисус из Назарета.

«И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему». Они невольно обличают сами себя. Можно задать вопрос: «Если вы помните, почему же вы не пошли за Ним?»

«Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним». Он говорит им: «Перестаньте за меня цепляться! Перестаньте уповать на меня. Не я — Спаситель мира, я — лишь только тот, кто служит Ему. Идет за мной Сильнейший меня, Которому я недостоин развязать ремень обуви Его». Но люди часто при всей очевидности продолжают упорствовать в своем. «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Он указывает на себя: «Вы же верите, что я - пророк Божий, творю Божие дело: призываю к покаянию и очищению. Я от Бога это принял. Ученики Христовы делают то же самое. Они разве самозванцы? Нет, они выполняют волю Божию! В чем тогда ваше возмущение?».

«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась». Церковь — невеста Христова, души человеческие, очищенные, наполненные любовью. Друг жениха стоит рядом и радуется радостью жениха. Он не вмешивается в эту радость, не пытается на себе сосредотачивать внимание, но радуется тому, что есть. «Я — пророк Божий, радуюсь, что люди идут ко Христу, желают с Ним остаться, Его слово отзывается в их сердцах. Я этому радуюсь. Ему должно расти, а мне умаляться. Мое время заканчивается, я выполнил, что должен был выполнить».

«Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех». Он умаляет себя в сравнении с Богом.

«И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его». Здесь он говорит о тех, кто не желает принимать слова Христовы. Человек может так настроить себя: «Воля Божия для меня — не указ». В раю два человека очень ярко это проявили: «Воля Божия нас ущемляет. “Добрая змея” нам все подсказала, кого же еще нам слушать?»

«Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен». Человек, принявший веру, удостоверяется в самом себе, что Бог есть истина.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать