17 февраля. Суд над Иисусом Христом

17 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 22, с 39 по 71; Глава 23, 1 стих.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40  Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 Говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали.

46 И сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64 И, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 И сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 Если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69 Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату.

(Лк. 22, 39-42, 22, 45 - 23, 1)

После Тайной Вечери Господь со своими учениками идет в Гефсиманский сад, и там среди оливковых деревьев молится Богу Отцу. Чтобы побыть Одному, оставляет учеников позади на том расстоянии, на которое можно бросить камень. Нам нужно всегда помнить, Кем является наш Спаситель. Сказать, что Он только Бог —  неверно. Потому что если Он только Бог и в Нем нет ничего человеческого, то надежды на спасение у нас нет.  Спасением является не только то, чтобы Бог простил нас - спасение есть единение с Богом, возможность соединиться с Божественной природой. Сами по себе мы этого сделать не можем, потому что мы Богом не являемся. Нужен Тот, Кто явится посредником между миром Божественным и человеческим. Этим посредником и становится Спаситель, Бог становится человеком.

Читая Евангелие, мы можем видеть действие двух природ: Божественной и человеческой. И сегодня мы читаем евангельские строки о том, что во время молитвы в Гефсиманском саду кровавый пот тек по лицу Спасителя. Чрезвычайное напряжение привело к тому, что сосуды лопались под кожей. «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» - это молитва человека Христа, но человека, который,  в отличие от других людей, отлично знает, что с Ним будет. Все мы живем в некоем неведении: не знаем, что с нами будет через минуту, тем более через полдня, можем только предполагать и догадываться. Поэтому и смерть человеку не так страшна, как она была страшна Богочеловеку Христу. Он знал, что будет, но при этом был послушен воле Бога. Вот подвиг! Малейшее Его желание — и все было бы по-другому. Но ради нас Он идет на этот ужас.

Устав от молитвы, Он приходит к ученикам и находит их спящими от печали. Он предсказал, что  покинет их, они знали отношение к Нему властей - просто устали и заснули. Но Господь их подвигает на молитву, чтобы не впасть в искушение, призывает быть всегда трезвыми, бодрыми и внимательными, чтобы никакие силы зла не смогли опутать и обмануть.

Тут появляется Иуда во главе отряда воинов. Он договорился, что покажет, где находится Христос: в одиночестве или с учениками. Первосвященники, как всякие лжецы, боялись народного волнения. У них была сила внешняя, но не было внутренней силы духа, так как они пребывали во лжи, в бесовском помутнении. Иуда приходит и целует Христа: «Радуйся, Равви!» - таким образом подав знак воинам. Но Христос говорит ему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Христос знал, что с Иудой происходит, и давал ему понять, что у него еще есть время покаяться.

Апостол Петр со свойственной ему горячностью пытается защищать своего Учителя, отсекая ухо Малху, рабу первосвященникова. Здесь и его любовь к Спасителю, и желание быть с Ним до конца. Мы знаем, что было дальше с апостолом, и думаю, не стоит винить его, что похваставшись любовью к Учителю, он не смог быть верным Ему до конца. Как говорил устами царя Давида Дух Святой: «всяк человек ложь». Сам человек без Бога есть существо крайне ненадежное. Спаситель исцеляет раба первосвященникова и отдает Себя в руки воинов, говоря при этом, что Он всегда был среди них, в храме, а они пришли к Нему, как к разбойнику, с оружием и копьями.

Воины привели Иисуса в дом первосвященника и там так торопились, что даже не дождались утра, хотя по закону были обязаны дождаться. И далее - апостол Петр, испугавшись, трижды отрекается от Спасителя. Среди своих собратьев он чувствовал себя сильным, а здесь остался один и испугался женщины-рабыни, слуг. На него никто не нападал, просто узнали его, но он боялся, что и его могут схватить и начать бить, ругать, угрожать. Когда Господа проводили по двору, Он взглянул на апостола Петра - и вспомнил апостол, как Учитель говорил ему, что он трижды отречется от Него, и плакал горько от внутреннего стыда, от того, что увидел себя немощным. Но мы знаем, что Петр не отчаялся, не пошел вслед своему самолюбию, как это сделал Иуда Искариотский. Он оплакивал свой грех и был прощен, и был восстановлен в апостольском звании.

Христа повели на суд, били Его, издевались над Ним, столько лжи произносили на Него, а потом требовали ответить, кто Он. Но Господь не хотел отвечать, так как слушать они не хотели. Он знал, что творилось у них внутри: сейчас они искали для себя повод, чтобы хоть как-то успокоить свою совесть. Лишь сказал: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией». Эти слова означают, что человек в лице Христа становится Богом и имеет Божественную власть и всемогущество. Иудеи провозгласили Его богохульником и повели к Пилату на смертную казнь. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать