17 апреля. Сделав бич из веревок, выгнал из храма всех

17 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 2, с 12 по 22 стих./

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

14 И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли.

17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21 А Он говорил о храме тела Своего.

22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

(Ин, 2, 12-22)

 

Господь со Своей Пречистой Матерью и братьями, сыновьями Иосифа от первого брака, пришли в Иерусалим. Приближалась Пасха иудейская — величайший праздник для всякого иудея. С 12-летнего возраста всякий иудей, особенно мальчик, должен был в праздничные дни приходить в Иерусалим, если не было серьезного препятствия. Это была священная обязанность и повод быть вместе всему народу. Для всякого народа важны совместные праздники, чтобы было воодушевление. Единство важно везде и всегда, при любом деле. Жизнь иудейского народа вращалась вокруг религиозных событий. История иудейского народа — история отношений их и Бога.

Господь Иисус Христос по благочестивой, доброй, радостной традиции  эти дни пасхального ветхозаветного торжества проводил в Иерусалиме. Ветхозаветная Пасха праздновалась в честь исхода евреев из Египта, чудесного их освобождения от плена и рабства. Это событие праздновалось торжественно и радостно. Иудеи со всех сторон приезжали в Иерусалим. После последнего Вавилонского пленения евреи жили в разных странах — Египте, Сирии, разных местах Римской империи. Но на Пасху все старались прийти в Иерусалим. Иерусалимский храм — это особое место, где было очевидно присутствие Божие: здесь приносилась жертва за грехи народа, здесь всякий иудей мог почувствовать свое особое положение. В момент посещения храма стирались различия между народными сословиями. Всякий понимал, что он — часть богоизбранного народа.

И сейчас в Церкви мы все равны. Это чувствуется, когда в храме все рядом: богатый и нищий, царь и убогий. Все мы находимся перед Богом в равном достоинстве.

Храм был местом молитвы. Всякий иудей мог вознести к Богу все свои переживания и молитвы. Верил, что молитва слышится Богом, Он особенно снисходит  к людям, молящимся в этом месте.

«И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». Воспринималось это нормально, потому что во время богослужений нужны были животные без порока, пятен и болезней. Вполне объяснимо, что в это время старались продавать животных в тех местах, где находился храм. Во время пасхальных торжеств цены взлетали в три раза. Тут же менялись деньги. В обиходе использовались римская или греческая валюта. Налог на храм или десятину платили особыми деньгами — сиклями. Их не было в обиходе, поэтому деньги обменивали. И опять же злоупотребляли: на обменном курсе меновщики зарабатывали, обманывали простых людей, пользовались ситуацией. Люди были вынуждены платить и обменивать деньги. Это все тоже объяснимо: из-за жадности, сребролюбия, желания скорого обогащения меновщики и продавцы принесли все это в храм, где уже должна была быть молитва. Всякий человек, приходящий помолиться, встречал шум, гам, разборки, обиды. Ревностное сердце Богочеловека не могло этого пережить. Господь Иисус Христос сделал бич из веревок и выгнал животных из храма, а деньги меновщиков рассыпал и столы опрокинул. Господь сразу показывает: «Вот о какой славе  Я забочусь! О славе Отца Моего. Я не ищу славы Себе, не пытаюсь принести сюда Свое новое учение». Меновщики денег и продающие голубей были особыми людьми, подчиненными первосвященников. Они не побили Его, не изгнали, потому что чувствовали: Он правду говорит, в храме надо молиться. Пришел  в храм матерщинник и ругается. Если ему скажешь: «Ты что ругаешься?», он рот закроет, зная, что не прав. Он просто немощен, не может совладать с собой. Шапку в храме тоже нужно снимать, как бы тебе и не хотелось, а нужно. С другой стороны, Господь показывает Свое бесстрашие: «За правду Божию пойду до самого конца». Ученики Его вспоминали: «Ревность о доме Отца Моего съедает Меня». Мы молимся: «Да приидет Царствие Твое».

Иудеи спросили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Этим лукавым людям нужен был буквально документ для доказательства. «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». «Вы однажды разрушите, храм тела Моего, а Я за три дня его воздвигну. Воскресение Мое для вас будет свидетельством, что Я есть Бог. Я здесь действую с абсолютным правом. Это все принадлежит Мне. Я — второе Лицо Святой Троицы». Когда же Он воскрес, ученики вспомнили слова сии.

Благословение Господне да пребудет со всеми нами. Христос Воскресе!

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Наталья Маслова

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать