16 марта. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

16 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 1 по 4 стих.

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

(Мф. 6, 1–4)

5–7 главы Евангелия от Матфея посвящены Нагорной проповеди. Господь обращается к Своим ученикам и всем людям, находившимся тогда в том месте. Это были неравнодушные люди — Господь не случайно ушел в пустынные места, чтобы общаться с ними, это было нужно, чтобы каждый человек мог решить для себя, надо ли ему это.

Читая Евангелие, мы сталкиваемся с таким феноменом, что одни люди очень живо реагируют на слова Священного Писания — начинают менять свою жизнь, а кто-то все прочтет, изучит, но тем не менее остается равнодушным и безучастным. Ответ может быть такой: когда человек настроен на правду, истину, ищет святость, чистоту, по-настоящему не соглашается с законами мира сего — как правило, законами зла, которые руководят в нашей жизни людьми — тогда человек, сталкиваясь с евангельской истиной, не может живо не отреагировать на это. И наоборот, когда человек внутри себя спит, отдает себя в рабство злу добровольно — без особого насилия над собой — то, что звучит в Евангелии, становится для него пустым звуком.

Господь уходил от человеческих селений, чтобы дать людям возможность применить какое-то усилие, чтобы услышать Его: выбери, будешь ли ты слушать. Слыша Его слова, мы слышим о жизни настоящей. Всегда полезно напоминать себе, для чего Бог создал человека и в чем заключается смысл нашего существования.

Наша вера отвечает так: Бог сотворил человека, чтобы пребывать в нем, чтобы человек мог постоянно находиться в живом (подчеркнем это слово) богообщении. Жизнь человека состоит в соединении его духа с духом Божиим. Человек способен воспринимать благодать Божию, совершенствоваться в Боге, пребывать в разумной и свободной любви.

В грехопадении человек оторвался от Бога, изменились его ориентиры: его внимание стало сосредотачиваться на нем самом — появилась самость. Самость породила бесчисленное количество наших грехопадений — ветвистое, многоплодное древо греха. Человек поставил себя на главное место, сместив с него Бога. Если он желает снова стать настоящим человеком, а не человекоподобным сырьем, человекоподобной массой, ему, конечно, необходимо меняться.

В сегодняшних евангельских строках Господь открывает, что и как нужно делать для этого, и говорит о милостыне. Мы знаем, что это очень важная и необходимая вещь. Священное Писание открывает, что немилостивому — суд без милости. Человек, для которого любовь к ближнему не играет никакой роли, не может быть с Богом. Бог не милует такого человека, но не потому что наказывает его за нарушение заповедей — Он не относится к нам по такому принципу. Господь говорил, что Отец Небесный посылает благодать и на праведных, и на неправедных — это свойство Божие, Бог есть Любовь и не перестает ей быть. Но чтобы благодать могла быть принята и усвоена нами, необходимо настроить себя на это, стать такими, чтобы мы стали способными воспринимать милость и благодать Божию. Один из способов поменять свое сердце — как раз любовь к ближнему. Это необходимое условие, потому что в любви к ближнему мы меняемся, можем стать такими, которые способны быть с Богом и соединяться с Ним. Для этого надо делать дела любви, дела милостыни.

Но в силу нашей поврежденности и самости даже дела милосердия искажаются человеком и не приносят никакой пользы, а даже часто вредят ему. Как это происходит, и говорит в сегодняшнем евангельском отрывке Господь: «Если делать милость пред людьми, то не будет награды от Отца вашего Небесного. Милостыня не должна твориться напоказ». Конечно, это не означает, что мы только и должны заботиться, чтобы скрыть дела от других — порой это невозможно: мы живем в человеческом окружении, где многие вещи становятся известны. Человек может сделать совсем неверный вывод — «не буду ничего делать, иначе мои дела будут известны людям».

Конечно, Господь призывает не к этому — Он говорит о внутреннем состоянии человека, о нашем настроении. Если человек делает какое-то дело ради внимания людей, то изначально настроен на это внутри себя: на поиск внимания, похвалы, одобрения, оценки — всего того, что может называться тщеславием. Человек надеется получить эту тщетную славу от людей и как средство к этому использует дело милосердия. Конечно, в таком случае дело не может быть для него добрым и полезным, не может сделать его сердце мягким и открытым для Бога. Потому что все внимание направлено не на то, чтобы было больше добра или чтобы сделать себя способным к любви, а на то, чтобы меня увидели и похвалили. Потому Господь и говорит, что такой человек уже получает награду для себя, причем ту, которую сам определил: я сделал доброе дело — меня похвалили, я порадовался. Вот дело — и вот результат.

Сделало ли это человека лучше? Увы, нет. Это может привести к еще более плачевному состоянию: и так он был гордым, а здесь еще больше себя раскрашивает, считая себя особенным. Общество часто готово поддержать такое настроение человека, ублажая, восхваляя его. А человек все более погружается во тьму самолюбия и самопревозношения.

Господь говорит: «Человек, Бог дает тебе возможность совершать дела любви, но отнесись к этому правильно: настрой себя, что делаешь это не ради похвалы. Делай тайно, скрывая даже от самого себя, чтобы и внутри не допускать услаждения делом». Сделал — поблагодари Господа: Он дал тебе возможность сделать это. Здесь нужно увидеть замечание о том, что внимание человека должно сосредотачиваться внутри самого себя, потому что именно в духовном сердце происходит самое главное — встреча человека с Богом, которая может произойти при определенных усилиях. Господь потому и учит: «Пусть милостыня твоя будет втайне — ради Бога. Но Отец твой, видящий тайное, рано или поздно воздаст тебе явно».

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно хотя бы по одной-две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать