Аудио |
|
Скачать .mp3 |
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Лк. 2, 25-38)
Симеон, человек удивительной судьбы, живший в Иерусалиме, был переводчиком ветхозаветных книг, которые предназначались для Александрийской библиотеки. Предание гласит, что ему досталось переводить Книгу пророка Исайи. Перечитав слова о том, что «Дева во чреве приимет и родит сына Еммануила, что значит "С нами Бог"», Симеон усомнился в правильности написанного. Поскольку книги переписывались в то время от руки, он решил, что вкралась ошибка, тем более что в арамейском языке, на котором был написан ветхозаветный текст, слова "молодая женщина" и "дева, девственница" звучат сходно и пишутся похоже. Поскольку рождение ребенка девственницей противоречит природе, в которой мы живем, Симеон решил исправить ошибку. Однако был остановлен Богом, и ему было сказано, что он не умрет до того момента, пока сам не станет свидетелем написанного в Книге.
Симеон был праведным и благочестивым человеком, иначе он не мог бы вместить в себя благодать Божию и общаться с Богом. Дух человеческий, живущий в сердце, - это средство общения с Богом. У человека, живущего в грехах, сердце нечистое, буквально мертвое, оно не может общаться с Богом. Симеон, «чающий утешения Израилева» - пришествия в мир Господа, Который является утешением для всего мира, имел благочестивое сердце, и Дух Святой почивал на нем.
Иосиф и Пресвятая Богородица пришли в Иерусалимский храм, чтобы исполнить постановление закона, который гласил, что всякий первенец мужского пола должен быть посвящен Богу. Происходило определенное жертвоприношение – и мальчик посвящался Богу, его семья с того момента брала на себя обязанность воспитывать ребенка в особом благочестии. Это была жертва семьи Богу, Который выбрал для Себя израильский народ, спас его из египетского, вавилонского плена и заботился о нем. Традиция посвящения Господу первенцев в знак благодарности - это замечательное понимание своих отношений с Богом.
Симеон, встречая Иосифа и Марию в храме, говорит те бессмертные слова, которые мы теперь слышим почти на каждом вечернем богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» Отпускаешь в вечность, даешь смерть телу. Будучи столь старым человеком, можно представить, насколько Симеон устал от своего смертного тела. Каждый пожилой человек, наверное, знает, насколько непросто существовать биологической жизнью. Всякий живущий ожиданием вечности и встречи там с Богом, несомненно, тяготится земной жизнью. Как говорил апостол Павел: «желаю я разрешиться от тела сего смертного и соединиться со Христом, но ради людей должен еще здесь быть». Симеон благословляет Господа за то, что Он отпускает его с миром, то есть душа его успокаивается. Он ждал, мучился, испытывал волнение и беспокойство, возможно, его смущал и дьявол, но слова Божии непреложны – и мир приходит в сердце Симеона: «Увидели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Блаженный старец почувствовал и понял, Кто перед ним находится. Христос пришел не только для израильского народа, но для всех народов, чтобы просветить их светом истины, веры, правильной жизни. Истинный Израиль - это не все евреи, как национальность, а те, кто ожидают Христа, имеют верные отношения с Богом.
Благословив Богомладенца, Симеон сказал Матери Его и Иосифу Обручнику: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». На падение неверующих, не желающих каяться и в итоге погибающих в своих грехах. На восстание тех, кого люди считали грешниками, но покаяние возвело их на высоту святости, о чем нам постоянно говорит Евангелие.
Обращаясь к Деве Марии праведный Симеон говорит: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Это оружие можно понимать двояко: с одной стороны, это те страдания, которые Божия Матерь испытывала, видя ненависть и предательство по отношению к Ее Сыну, стоя при Кресте, на Котором Он умирал. Мы даже не можем представить то состояние, в котором пребывала Богородица, поскольку все мы в той или иной мере болеем грехом: самолюбивы и эгоистичны, а значит, не умеем любить по-настоящему, даже своих близких. Посмотрите на то, что бывает в наших семьях. Пресвятая Богородица, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим, Ее сердце умело любить. Искренне любящее сердце знает, какая мука - видеть, как тот, кого ты любишь, претерпевает предательство и смерть.
Под оружием, которое прошло душу Пречистой Девы, можно также понимать дальнейшие слова «откроются помышления многих сердец», то есть Она будет знать, что чувствуют люди, а это тоже великая тяжесть. Каждый из нас знает, сколько всего он может скрывать даже от самого себя, тем более от других: сколько грязного и постыдного происходит в наших мыслях, чувствах и воле. Слава Богу, что мы имеем возможность омыть все это покаянием. Господь, Пресвятая Богородица, святые в Боге видят все, что сокрыто в нас.
Вспоминается в этом евангельском отрывке и Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова. Рано овдовев, она долгие годы пребывала в подвиге поста и молитвы, служа Богу день и ночь. Ожидая пришествия Господа, говорила о Нем всем живущим в Иерусалиме.
Напоминаю о необходимости ежедневного чтения Священного Писания, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!