16 апреля. Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия

16 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 3, с 1 по 15 стих.

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Ин, 3, 1-15)

Ночью к Спасителю приходит необычный посетитель, большинство собратьев которого были открытыми противниками учителя из Назарета, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Сам Никодим был фарисеем, начальником иудейским и знатным человеком. Он пришел ночью, потому что его могли отлучить от синагоги, страха ради иудейского. К сожалению, в нас, людях, такое бывает: вроде и вера есть, и желание приобщиться духовной жизни, но дух наш слаб, и мы зависим от мнения окружающих людей: «Что обо мне подумают? Что скажут? Как на меня посмотрят?» Человек боится страха там, где страха-то и нет.

Никодим был начальником иудейским, но здесь смиряется перед простым плотником из Назарета, так как обращается к Нему: «Равви!». Он считал Иисуса человеком, который имел от Бога какие-то полномочия: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Но до настоящей веры во Христа, как в Бога, ему было далеко.

Господь не стал упрекать его в несовершенстве веры, а сразу сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Царствие Небесное — это рай, туда был восхищен апостол Павел до третьего неба. И есть Царство Божие, которое  находится не в одном месте, но: «Царство Божие внутрь вас есть». Царство Божие — это живое общение с живым Богом. В этом смысле весь мир должен быть Царством Божиим. Задача человека заключается в том, чтобы самому стать богом по благодати и привести к облагодатствованному состоянию весь мир. Без рождения свыше Царства Божия внутри себя не увидишь. Крещение — необходимое условие, для того чтобы Господь пришел в сердце. Святые отцы говорят, что у человека есть духовное сердце, где находится средоточие человеческого духа. Именно это место освящается при крещении, в него приходит Господь, освящая и очищая всего человека. Но Никодим этого не понимает, так как о многих вещах уже привык рассуждать приземленно. Почему иудеи не приняли Христа? Они видели множество чудес, но им нужно было, чтобы Господь подыграл их ожиданиям. Они ожидали, чтобы  везде наступил мир, закончилось римское иго над ними, чтобы никто не болел и можно было не заботиться о хлебе и питии - жизнь стала легкой и полной удовольствия. Ждали именно этого: придет Спаситель мира и исправит все земные проблемы. А Господь не исправил земные проблемы, а больше говорил о небесном. Он даже однажды сказал: «Кто Меня поставил судьей в ваших мирских делах?» Такие моменты привели с сильному разочарованию иудеев. Подобным образом думали и фарисеи. Никодим тоже рассуждает очень приземленно: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?».

Вода используется для крещения, потому что так решил Господь. Для возрождения человека, для начала его преображение нужно водное крещение. Но бывает крещение кровью, крещение покаянием. Самое главное — это действие Святого Духа, которое очищает человеческое сердце. Бог приходит в сердце человека в крещении, и после этого он становится способным усвоить Царство Божие.

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Все рожденное от плоти, закончится во временной жизни, а рожденное от Духа пойдет в вечную жизнь.

«Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» - Господь призывает принять волю Божию, не сомневаться. Многие люди пытаются все объяснить себе рационально, а Господь говорит, что, когда дует ветер, человек наблюдает, как качаются деревья, слышит свист ветра, но не задается вопросом, как это происходит. Так же таинственно действует благодать. Процесс оживления скрыт от самого человека. Просвещается человеческий ум, и человек становится способным к живому богообщению и обожествлению.

«Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Господь удивляется, что Никодим посвятил всю жизнь вопросам религии, но не может понять простых вещей. 

«Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» - Господь говорил земными образами, но люди не верили. Что будет, если Господь заговорит небесными терминами?

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» - Господь свидетельствует о Себе, как о Боге.

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Во время Моисея змеи стали жалить людей, и был выкован змей, который был вознесен и виден издалека. Если человека жалила змея, он должен был с верой посмотреть на выкованного змея и исцелялся по вере. Этот змей был прообразом Господа Иисуса Христа. Благословение Господне да пребудет со всеми нами. Христос Воскресе!

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать