15 февраля. Ибо видели очи мои спасение Твое

15 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 2, с 22 по 40 стих.

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

(Лк. 2, 22-40)

Сегодняшний воскресный день соединен с праздником Сретения Господня, об этом событии и повествует нам сегодняшнее евангельское чтение.

Младенец Иисус Христос по существовавшему тогда обычаю на сороковой день был принесен в храм, чтобы над Ним было совершено законное: требовалось принести жертву во очищение и совершить иерейскую молитву над Матерью Младенца. Древний Моисеев закон гласил, что первенец должен быть посвящен Богу,  свидетельства об этом мы находим в Ветхом Завете.

В храме Младенца встречает старец Симеон, на котором почивал Дух Святой. Из Священного Предания Церкви мы знаем, что он был одним из переводчиков Ветхого Завета на греческий язык. Перевод был сделан по указу царя Птолемея между III и II веками – и можно посчитать, сколько лет было на тот момент блаженному старцу. Согласно Преданию Симеон переводил Книгу пророка Исайи и столкнулся со сложностями: было написано «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит "С нами Бог"». Переводя эти слова, Симеон хотел заменить слово «дева» на слово «жена», но тут ему явился Ангел Господень, объяснив суть и сказав, что он своими очами узрит того Младенца, Который должен прийти спасти Израиль.

В тот день Симеон был приведен в храм, для того чтобы засвидетельствовать спасение мира. И он произнес слова, которые стали гимном, звучащим за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыка по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех людей, свет во откровение язычников и слава людей Твоих Израиля». Теперь этот гимн напоминает нам о том великом событии, которое случилось в Иерусалимском храме, и свидетелями которого стали родители Христа: Пречистая Божия Матерь и Иосиф Обручник, а с ними блаженный старец Симеон.

Слово "сретение" переводится на русский язык как  "встреча". Что за встреча произошла, и какой глубокий смысл вкладывается Церковью в празднование этого события? В Иерусалимском храме произошла встреча всего человечества с Богомладенцем Христом, Мессией, через Которого придет спасение всему миру и слава Израиля. В лице Симеона Богоприимца совершилась встреча Ветхого Завета с начальником Завета Нового.

Здесь начало Нового Завета, который Бог устанавливает с человечеством. Многие обвиняли Христа в нарушении заповедей, но Сам Он говорит, что пришел в этот мир не нарушить закон, но исполнить его. Время Ветхого Завета прошло, для чего же Господь исполняет все это в Своей жизни? Ответ мы получаем, когда внимательно читаем, зачем Иисус Христос пришел креститься к Иоанну Крестителю на реку Иордан. Господь говорит: «Так надлежит исполнить всякую правду».

Через исполнение закона в мир является благодать, спасительная сила Божия, приходящая через Христа. Иисус исполняет закон начиная с самого рождения: будучи обрезанным, посвященным как первенец Богу и придя к Иоанну Крестителю для крещения.

Ветхий завет проходит - и теперь мы не под Законом, но, как говорит апостол Павел, все мы ныне освобождены и свободны во Христе.  Та ли это свобода, о которой мы повсеместно слышим в наше время? Разве она заключается в том, чтобы делать все, что хочу? Свобода, которую нам дарует Христос, обретает подлинный смысл, ибо это освобождение от страсти и греха. «Ныне спасение мира» - вот суть этой свободы. Это не рабство греху, который поражает и ведет нас к смерти уже в дни нашей земной жизни, день за днем и минута за минутой. В мир приходит Господь и освобождает нас от смерти. В этот ключевой момент в Иерусалимском храме встречаются Ветхий и Новый Завет, здесь совершается освобождение человечества.

«Ныне спасение мира», - говорит Симеон Богоприимец. Ныне это спасение приходит ко всему человечеству. Иудеи считали себя богоизбранным народом, единственным, который любит Господь. Но это не так - Бог любит каждого человека: «спасение всем языкам». Бог приходит в мир для всех, ибо одинаково любит каждого человека, и ни один из людей не может быть забыт или оставлен Им.

Обращаясь к Пречистой Божией Матери, благочестивый Симеон говорит: "Он лежит на падение и восстание многих в Израиле". Действительно, Господь приходит и приносит не мир, но меч, который отделяет грех от святости, черное от белого. Эти противоположности мы начинаем различать именно с приходом в мир настоящей действующей благодати и силы Божией. "На восстание и на падение" - ибо через Христа в мир приходит спасение. Если мы идем путем, который проложил для нас Господь, значит, восстанавливаем себя перед Лицом Божиим. Если нет - противимся делу Божию и падаем вместе с дьяволом, который является отцом погибели для всех.

С Праздником Сретения Господня! Храни всех вас Господь!

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать