15 апреля. Отныне будете видеть небо отверстым

15 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, с 35 по 51 стих.

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, - что значит: учитель, - где живешь?

39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

42 И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин, 1, 35-51)

 

Христос воскресе! В сегодняшнем евангельском отрывке мы читаем о первой встрече Спасителя со Своими учениками.

В то время проповедовал Иоанн Предтеча, и он  имел своих учеников. Его поведение, слова, святость привлекала к нему внимание. Даже противники честной жизни, какими оказались фарисеи и книжники, не могли пройти мимо него. Иоанн увидел Иисуса и сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий!» Все его учение заключается в этих словах: указать ученикам Мессию. Все остальное было подготовкой к этой важнейшей встрече. В этом суть всего христианства: все, что есть в Церкви, все, что связано с богослужением, духовной, аскетической жизнью - все Господь устроил так, чтобы это привело к встрече с Ним. Покаяние, которое проповедовал Иоанн Предтеча, настраивало людей очищать сердце, чтобы в итоге встретиться со Христом. Крещение, о котором говорил Иоанн Предтеча, было неразрывно связано с покаянием, которое подготавливало к встрече со Спасителем мира. Только во Христе спасение, богообщение, в Нем мы наследуем вечную жизнь.

Двое учеников, услышав слова Иоанна Предтечи, пошли за Иисусом. Это были будущий апостол Андрей и будущий Иоанн Богослов. По скромности своей он не упомянул здесь себя, но о ком еще может идти речь? Господь, обратившись, говорит им: «Что вам надобно?». Они спросили: «Равви, где живешь?» С одной стороны, мы можем видеть здесь  растерянность людей скромных, простых и незнатных. Им очень хотелось подойти к Тому, на Кого указал Иоанн Предтеча, хотелось с Ним побыть, послушать Его. Возможно, они хотели прийти к Нему, когда Ему будет удобно. Если бы нам сказали, где Спаситель и Мессия, мы тоже очень заинтересовались, если бы жили в те времени всеобщего ожидания пришествия Спасителя Израиля. Сейчас у нас возможностей общения со Христом больше, чем в первые века христианства. Мы можем причащаться Тела и Крови Христовой каждый день. Господь, видя их скромность и стеснительность, Сам оборачивается к ним. Он сказал им: «Пойдите и увидите».  Христос пользуется ситуацией как грамотный педагог: Он не сказал, где живет, они бы могли испугаться и постесняться Его беспокоить. Но Господь не желает их отпускать, видя их просыпающуюся любовь, но зовет идти с Ним, не отталкивает их. «Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот». Когда человек решится целый день посвятить чему-то? Когда ему очень интересно, когда его сердце  лежит к какому-то человеку или делу, он всем существом испытывает настоящую радость, тогда и время бежит незаметно. Они пробыли не 15 минут и не 20-ть, а целый день, общаясь со своим Учителем до темноты. Один из двух слышавших был Андрей, брат Симона, и он находит своего брата и говорит ему: «Мы нашли Мессию». Это следствие богообщения: сердце у него загорелось, он почувствовал настоящую, божественную жизнь во Христе. Как это влияет на человека: человеку хочется поделиться этой радостью, чтобы кто-то еще был причастен этому. Симон, брат Андрея, идет к Спасителю. Господь, видя его, открывает ему Свою Божественную природу и нарекает имя. Таким образом Господь показывает, что имеет власть над ними, как Бог. В Ветхом Завете Господь Аврама назвал Авраамом, Иакова назвал Израилем. Христос дает новое имя, указывая на новое служение. Он называет Симона Петром, имея в виду, что он будет подобен камню веры и упования.

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною». Господь знает сердца людей, поэтому призвал Филиппа. Возможно, тот тоже очень хотел пойти за Христом, но робел. Филипп тоже хочет поделиться радостью, находит друга своего Нафанаила. Нафанаил же был человеком нелегкомысленным, знатоком Священного Писания, все испытывал. Он был человеком, чающим спасения Израиля. Филипп, зная его серьезность, говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».  Нафанаила смутила подробность, что Он из Назарета: это был небольшой городок в Галилее, не пользующийся почетом. Филипп не стал его убеждать, а предложил пойти и самому убедиться на своем опыте. Нафанаил пошел, не стал ждать, когда Мессия Сам придет к нему. Господь, увидев его, сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Он говорил не о том, что он был чистокровный еврей, но что это был человеком, который имел упование на волю Божию, изучал Священное Писание, был человеком нелегкомысленным. Своей прямолинейностью Нафанаил был похож на Иоанна Предтечу. Любой человек пожелал бы, чтобы Спаситель мира о нем так отозвался, но Нафанаил доказал истинность слов Христа, просто так Его похвалу он не принимает. Нафанаил спрашивает: «Откуда Ты знаешь, Ты видишь меня в первый раз», и Господь ему снова открывает Себя как Бога: «Я видел тебя, пока еще Филипп тебя не позвал. Ты был под смоковницей». Кто мог об этом знать? Тот, Кто имеет свойство всеведения. Только тогда Нафанаил исповедует Его Сыном Божиим, почувствовав в Нем божественные свойства. Господь предсказал, что, став Его учеником, Нафанаил увидит гораздо больше пророчеств и чудес.

Христианство дает человеку возможность реального богообщения, а не философии. Это происходит благодаря тому, что в мир пришел Господь. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Ангелы нисходят к Нему, как к своему Владыке. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать