13 апреля. Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете

13 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, с 18 по 28 стих.

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24 А посланные были из фарисеев;

25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

(Ин, 1, 18-28)

 

Христос воскресе! Апостол Иоанн в возвышенных словах восклицает: «Бога не видел никто никогда». У многих может возникнуть вопрос: «Как же так? Пророк Исайя видел Сидящего на Херувимах; ветхозаветный праотец Иаков боролся с Ангелом, в виде которого явился ему Бог; пророк Моисей видел Бога со спины;  ветхозаветному праотцу Аврааму явился Бог в виде Святой Троицы». Это место толкуется таким образом: Бога по природе или существу никакое тварное существо воспринять не может, тем более если говорится об очах физических. Бог не ограничен временем и пространством; Бог - абсолютный, свободный, бесплотный дух - так говорит Священное Писание. Он не имеет образа, вида, какую-то меру. Он превосходит всякое понимание образа, меры и так далее. Если говорить о физическом зрении: мы видим предметы, друг друга благодаря тому, что видим отраженный тварный свет от этого предмета. Бог нетварен, Он сам является Творцом всего. Постичь Его сущность невозможно, Священное Писание говорит о том, что Богу угодно являть Себя в каких-то образах, однако это всего лишь образы, чтобы человеку было удобнее воспринимать.

Бога мы познаем через воплощение Сына Божия, которое является самым главным событием в человеческой истории. Бог становится человеком не только по образу, но полностью принимает человеческую природу. Она соединяется с Божественной природой - Единородный Сын находится в постоянном единении с Богом Отцом и Духом Святым. Благодаря тому, что Бог становится человеком, мы познаем Его Божество и всей Троицы.

Дальше мы слышим об Иоанне Предтече. Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: «Кто ты?» Он был величайшим из пророков, был послан Богом крестить людей и призывать их к покаянию и не мог остаться незамеченным для властей, элиты иудейского общества. Приходили целые «богословские комиссии»: «Мы, весь иудейский народ, ожидаем пришествия Мессии. Может, ты и есть Тот, на Кого мы так уповаем в нашем ожидании?» Жизнь Иоанна Предтечи, его поступки, очевидная святость и чистота привлекали к нему внимание. А он говорит: «Я не Христос». Распространенным искушением для людей того времени было считать Предтечу Христом, особенно для его учеников. Но он смиренно и при этом очень четко и твердо говорит, что он не Христос. Его задача была в ином. Они спрашивали: «Ты Илия?» как предтеча второго пришествия и Страшного Суда. Но нет, он не Илия. Отказался он и от того, что он пророк. Под пророком в то время подразумевался Мессия. Иудеи недоумевали, кто же он. «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Он пришел приготовить людей к пришествию Христа в мир, чтобы они изменили нрав, сердце, расположение души.

Фарисеи были дотошны, скрупулезны, очень важно им было все разузнать и расспросить, и они спрашивают: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» Они хотели знать, как он сам понимает смысл своего служения. Иоанн же сказал, что все это делает, чтобы указать им на Спасителя мира: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». Он был приманкой для внимания, чтобы в нужное время указать на Спасителя. «Он будет похож на обычного человека, не будет выделяться. Люди будут считать Его за нечто малое». «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Пророк Иоанн — творение, а Спаситель мира — Творец. Разница между ним и Христом неизмерима. Христос Воскресе!

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать