12 марта. А Я говорю вам: не противься злому

12 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея. Глава 5, с 33 по 41 стих.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34, А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37, Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39, А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Мф, 5, 33–41)

Сегодняшний евангельский отрывок мы можем разделить на две части. Первая часть назидает нас избегать давать клятвы. Из Декалога Моисея мы знаем о заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Эта заповедь может быть отнесена к клятвам, которые иудеи очень любили, и клялись всем, чем можно. Принцип клятвы заключался в том, что упоминалось имя Божие. Бог становится посредником или соучастником отношений с кем-то или чем-то. Здесь происходит явное нарушение вышеупомянутой заповеди Моисея, так как это суетное пустословие о Боге и внесение имени Божиего в повседневные отношения иудеев. Это могли быть отношения купли-продажи, возвращения долга и вся мелочь, к которой Бог не имеет никакого отношения. Вспомним, что когда двое пришли просить Христа, чтобы Он помог им решить вопрос о разделе имения, Господь сказал: «Кто Меня поставил делить вас, Я пришел не ради этого». Более того, иудеи пытались ухитряться упоминать имя Божие при клятве так, чтобы не нарушать заповеди. Поэтому Христос и говорит: «А Я говорю вам: не клянись вовсе». Здесь преподносится важная истина — жизнь нельзя делить на сферы, в которых Бог присутствует и в которых Он отсутствует. Иудеи считали, что если в клятве имя Божие не упомянуто, то эту клятву можно не исполнять, и Бог его за это не накажет. Нельзя быть лицемерами, двуличными или многоличными людьми. Нельзя устанавливать в Церкви одни нормы отношения с ближними, а вне Церкви — другие. Мы должны это запомнить и иметь руководством нашей жизни. Бог присутствует везде, во всех сферах. Он слышит не только те слова, которые обращены к Нему, а вообще любые наши слова. Неслучайно Он говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда». Бог все знает.

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» — всякие ухищрения, обман, двойные стандарты не должны использоваться христианами. Наша жизнь должна быть чистой и прозрачной. Нас должна настораживать такая двойственность. Если она в нас есть, значит, мы идем не тем путем, попросту погибаем. Если мы не со Христом, наша жизнь по-настоящему не нацелена на исполнение заповедей Христа, но в нас господствует лукавство, а это означает, что мы давно перестали быть сынами Божиими.

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Это очень известные слова. Мы не имеем права и не должны противиться злому. Речь идет не о теплохладности, пассивности христианина по отношению к тому, что происходит вокруг, а о том, что нельзя воздавать злом за зло. Нельзя показывать плохой пример, иначе мы ничем не выше неверующих людей. Господь не приносит в мир справедливость, но меч, который отделяет правду от неправды. Мы должны чувствовать и понимать, где есть правда — где нет, не идти на поводу своей страсти: воздать злом за зло, то есть пагубными, греховными поступками всему, что происходит вокруг нас. Напротив, должны быть светильниками этому миру.

«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Соверши малую жертву. Не иди на поводу у дьявола, который ждет, чтобы твоя желчь излилась из тебя. Пойди другим путем — и тогда для тебя откроются двери Царства Небесного, и ты сможешь увидеть всю глубину своей жизни. Тогда для тебя и Христос будет близким и родным, любимым Учителем, зовущим в Царство Небесное. Всего вам доброго и храни вас Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать