11 марта. Сказано древним: не прелюбодействуй

11 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея. Глава 5, с 27 по 32 стих.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28, А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32, А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

(Мф, 5, 27–32)

В этом евангельском отрывке идет речь о прелюбодеянии и брачных отношениях в целом. В Ветхом Завете брак был священным делом, благословенным Богом. Целью брака было деторождение и продолжение рода. Отказываться от брака можно было лишь в исключительных случаях. Всякий добровольно отказывающийся от брака считался человеком, совершающим преступлением. Брак считался заповедью Бога в раю. Брак мог быть полигамным: у мужчины могло быть несколько жен, ограничения этому не было, кроме материальных возможностей мужа. Женщина имела право выйти замуж за одного мужчину. Не было таких браков, где у женщины было бы несколько мужей — это считалось прелюбодеянием. Получается, что закон прелюбодеяния относился больше к женщине. Следствием такого греха было серьезное наказание, вплоть до смерти и побивания камнями.

В этом отрывке Господь объясняет существенные моменты бракоразводного процесса, которые существовали в тот период. Мы уже рассматривали, каков был бракоразводный процесс в Древнем Израиле. Во Второзаконии есть слова, что если женщина окажется неугодной в глазах мужчины, он может дать ей разводную. Этот закон трактовался разными школами раввинов совершенно по-разному. Консерваторы видели в этом законе единственную причину для развода — нарушение заповеди чистоты брака. Всякое прелюбодеяние и блуд нарушают целостность брака. Единственным поводом юридически прекратить брак было прелюбодеяние. Естественно, смерть одного из супругов тоже была причиной прекращения брака. Но другое направление раввинов толковали этот закон намного шире. Многие полагали, что если женщина окажется менее красивой, чем другая, понравившаяся иудею, то он мог развестись. Любая бытовая мелочь тоже считалась возможным поводом для развода. Развод был простым делом — давалась разводная грамота. У женщины не было никаких прав, она не имела права разводиться по своей воле, только в исключительных обстоятельствах.

Но Господь говорит иное: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». То есть грехом называется уже страстный помысл, а не только само прелюбодеяние. Мы в грехах каемся, а со страстями боремся. Грех — это конечная точка, вырывающаяся наружу страсть. Страсть может жить в нас годами и быть незамеченной. Мы должны всю жизнь бороться со страстями, чтобы не тело управляло душой и духом, но дух имел власть над телом. Мы должны прежде думать, и лишь потом совершать действия. Поэтому Господь говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Мы не в прямом смысле должны вырвать глаз, а отсечь соблазны, нас окружающие. Мы должны решительно от них отказаться ради настоящего блага и высокой цели — достижения Царства Небесного.

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Господь определяет единственную причину, которая может стать поводом для прекращения брака — только прелюбодеяние. Тот, кто совершает развод по другой причине — прелюбодей. Это четкое разграничение и определение того, что же есть брак, и такова высота отношений мужчины и женщины в Новом Завете.

Саддукеи задают Христу вопрос о законе, когда жена умершего брата могла быть взята другим братом, чтобы восстановить семя. Господь говорит, что Моисей дал этот закон о возможности развода по жестокосердию их. Итак, прелюбодеяние — единственный повод считать брак недействительным. Все остальное преодолевается взаимным смирением и терпением. Еще раз обратим внимание на слова Христа «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Тот, кто впускает в свое сердце греховные помыслы, уже сочетается греху. Кто использует свои очи или другие члены тела для греха, лучше отсечь их — изгнать эти поводы из своей жизни. Это главный принцип, который мы слышим из слов Самого Христа. Храни вас Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать