11 февраля. Тогда, оставив Его, все бежали

11 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 14, с 43 по 72 стих; глава 15, 1 стих.

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:

58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: чтó Ты ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют?

61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника

67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

15:1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

В сегодняшний день мы слышим довольно продолжительное повествование последних дней жизни Спасителя. Это подлинная драма. Даже при всей скудости слов евангелиста Марка мы можем почувствовать всю глубину трагедии: настоящего предательства, которое совершает человечество по отношению ко Христу, Тому, в адрес Которого только что восклицали: «Осанна! Спасение дому Давидову. Благословение через Христа Мессию!»

В этом повествовании мы видим главных действующих лиц этой драмы. Во-первых, один из двенадцати, который предает Учителя - Иуда Искариотский. Наверное, самый ужасный момент в Евангелии – тот поцелуй, который дает предатель Иуда. Поцелуй - это выражение преданности, любви, знак того уважения, с которым человек обращался к раввину. И вот через знак любви и уважения приходит тот предательский акт, который совершает Иуда Искариотский. Он думал, что при тусклом свете огней, с которыми придут взять Христа, он будет не так заметен. Иуда дал им знак: "Того, Кого я поцелую, возьмете. Но ведите Его осторожно, чтобы не вызвать смущение среди народа".

Мы должны увидеть и ту толпу, которая, по словам Самого Христа, пришла на Него, как на разбойника, с мечами и кольями. Что это была за толпа? Эти люди пришли от первосвященников, старейшин и тех, кто представлял Синедрион. Возможно, они даже были готовы к кровопролитию: настолько были внутренне напряжены и нервны, что готовы были растерзать всякого, кто стал бы противиться им. Насилие и ненависть исходит не от Христа, но от тех, кто приходит схватить Его. Недаром Господь говорит им: "Я открыто говорил в храме, и вы видели Меня, однако побоялись схватить. Но сейчас ночью приходите, как настоящие разбойники, чтобы взять Меня, и за что?" Конечно, толпа не дает ответа, потому что в их жилах течет та ненависть, которая была возгреваема бесовской уверенностью в своей правоте.

Обратим внимание на того человека, который извлек меч (а точнее сказать, нож) и усек ухо архиерейскому рабу. Это был апостол Петр, но здесь об этом конкретно не говорится. На фоне предательства, которое он затем совершает, трижды отрекаясь от Христа, мы видим его как человека, весьма уверенного в себе, способного встать на защиту Учителя.

Как мы знаем, Евангелие от Марка было написано со слов апостола Петра. Неслучайно апостол Петр передает свои свидетельства этих событий евангелисту Марку таким образом, что, с одной стороны, не упоминается имя человека, который отсек ухо рабу архиерейскому, но, с другой, говорится о троекратном отречении апостола Петра во дворе Синедриона. Мы видим его предательство и надломленный характер, но должны увидеть и мужество слов, которые он передает Марку. Делает это для того, чтобы показать истинный пример того, как, будучи предателем, подобно другим ученикам (и может быть, даже Иуде), он находит в себе силы и мужество покаяться перед Богом. И апостол Петр увидел настоящую любовь Своего Учителя, будучи восстановлен в своем апостольском служении, когда любящий Христос принял его в свои объятия.

Что же происходит в этом повествовании? То, что может произойти с любым человеком. Если бы кто-то из нас был на том месте, возможно, предательство случилось бы намного раньше. Такой надлом может всегда произойти с любым человеком,  с апостолом Петром он происходит именно в тот момент, на который ему указал Господь.

Обратим внимание на юношу, которого хотели схватить пришедшие за Христом. Этот человек был завернут в покрывало - и вдруг, оставив его,  убежал нагим. Предание говорит нам, что это был евангелист Марк. Как он оказался в таком виде среди ночи в Гефсиманском саду, где схватили Христа? Здесь Марк хочет показать, что он по-настоящему был свидетелем всех этих событий.

Читая книгу Деяний апостольских, можно понять, что Сионская горница, где Господь совершил Тайную вечерю, находилась в доме матери Марка (здесь располагалась и первая община). Существуют предположения, что Марк был в ту ночь в доме и услышал, как Иуда с вооруженными людьми сначала пришли сюда, чтобы незаметно схватить Христа. Когда же толпа во главе с предателем-учеником удалилась в Гефсиманский сад, он, завернувшись в плед, бежит вслед, чтобы узнать, что произойдет. Так или иначе, церковное Предание говорит нам, что юношей в покрывале был евангелист Марк, который и засвидетельствовал перед нами все события, к которым мы с вами приобщаемся сегодня, читая Святое Евангелие.

 

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать