10 марта. Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев

10 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея. Глава 5, с 20 по 26 стих.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22, А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá», подлежи синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

(Мф, 5, 20–26)

Сегодняшний евангельский отрывок начинается с очень важных для нас слов. Господь говорит Своим ученикам: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». В чем же наша праведность должна быть выше, чтобы для нас открылись двери Царства Небесного? Все мы хорошо помним яркие эпизоды и иллюстрации мнимой праведности книжников и фарисеев. Слово «фарисей» становится нарицательным, подразумевает лицемера, который скрывает глубокое внутреннее противоречие между тем, кого он из себя строит и кем является в действительности. Самый негативный пример мы встречаем в хорошо известной притче о мытаре и фарисее. Здесь фарисей нам представляется псевдоправедником, который думает о себе, какой он хороший. От такой праведности и предостерегает нас Господь.

Наша праведность должна быть не во внешних добрых поступках, но, в первую очередь, во внутреннем существе. Наше внутреннее состояние определяет и нашу внешнюю жизнь, а не наоборот. В этом отношении фарисеи живут по-другому: в сердце их живет настоящая гордость. Они исполняют все тонкости и мелочи закона, но подвергают свою душу погибели, потому что в их сердца проникают тщеславие и гордость. Эти страсти их очень высоко возносят над другими людьми. Но по слову Христа: «Всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя возвысится». Этот принцип очень хорошо работает в нашей жизни. Для того чтобы достичь Царства Небесного, нужно смириться. Это первая ступень.

Вспомним еще раз слова Нагорной проповеди, Заповеди блаженств. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищии духом, ибо таковых есть Царство Небесное». Признание своего несовершенства — первая ступенька к Богу. Двери Царства Небесного узкие и очень низкие. Для того чтобы туда проникнуть, нужно низко наклониться — не всякий способен это сделать. Здесь мешает наша гордость, наше «я», которое живет внутри нас и подпитывается тем, что нас окружает.

Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Убийство — страшный грех, и наказание за него тоже страшное. Об этом сказано и в Декалоге Моисея. «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Господь говорит, что не только убийство — грех, но всякая злоба и раздражение подлежит суду: «кто же скажет брату своему: „ракá“, подлежи синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной». Слово «рака» обозначает «недалекий человек», а также может обозначать высокомерное отношение, презрение к человеку. Если ты выражаешь такое отношение, то достоин суда, наказания и геены огненной. Господь нам указывает, что не сам факт греха страшен, но и то, что живет в нашем сердце. Поэтому отрывок и начинается с обличения фарисеев. В их сердцах жило презрение к окружающим людям. Если это презрение есть, то внешнее благое дело, добродетель оказывается не спасительной. Если мы внешне кажемся людьми добродетельными, хорошими, но в нашем сердце живет ненависть, злоба, если мы людей за людей не считаем и ко всем относимся как к собакам и свиньям, то для нас Царство Небесное будет закрыто, а мы идем путем погибельным, путем смерти. И это двуличие очень страшно. Господь нас всегда от этого предостерегает.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Бог принимает нашу жертву, когда в нашем сердце живет мир и покой. Не случайно перед Великим постом совершается великое действие — Прощеное воскресение. Важно, чтобы перед началом этого богоугодного дела в нашем сердце царил мир. Если на ближнего есть раздражение, ненависть, злоба на ближнего, наши подвиги не принесут того плода, которого мы бы хотели.

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Такой опыт мог быть, когда истец и подсудимый шли вместе на суд. Может быть, были какие-то тяжбы с долгами. Господь призывает мириться до того, как наступит суд Божий.

На нашем сердце всегда должен быть мир, тогда мы будем приносить плоды и будем настоящими гражданами Царства Небесного. Если в нашем сердце есть злоба, тогда наша праведность не выше праведности книжников и фарисеев. Храни вас Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать