В Ивановской области на минувшей неделе завершился Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало»

11 июня 2010 г.

В его программе - 120 картин, в том числе ретроспектива Тарковского.

Кинофестиваль «Зеркало» - это форум авторского талантливого мирового кино. Критерий строгого отбора – фильм должен отвечать темам и духу фильмов Тарковского. В нынешнем году кино не просто смотрели и оценивали, о нем говорили как о кинопроцессе. Круглый стол «Поиски духовного в современном кинематографе» состоялся в Иваново-Вознесенском Епархиальном управлении. О … и ответственности авторов за свои творения, киноязыке рассуждали - режиссеры, сценаристы, писатели, киноведы, ученые и преподаватели вузов, студенты и священство епархии.

То, что всех собрал Тарковский – неслучайно и отрадно, отмечали гости «Зеркала». Потому что каждый его фильм, каждый эпизод – это всегда  очень сегодняшний  взгляд, сегодняшнее миропонимание на те вопросы, которые человек ставит всегда. В том сложном положении, когда ведущим становится кинематограф других ценностей – коммерческое кино гламура и успеха, когда практически отсутствует социальный кинематограф, потому что нет заказчика на такие фильмы, потеряна традиция духовной проповеди в кино, фильмы Тарковского для определенной аудитории стали  нравственным, эстетическим и духовным ориентиром.

О том, каким должен быть в современном кино этот ориентир, как быть понятным и доступным зрителю, есть ли каноны духовного кино – об это говорили на встрече.

Одна из острых дискуссий возникла о современном православном кино. По мнению отца Виктора Салтыкова, соавтора документальных православных фильмов, кино о серьезных духовных вопросах  не может поддаваться свободе творчества. Кино должно быть своего рода иконой со своими законами жанра.

По мнению отца Виктора, проблемы современного православного кино, которые было бы интересно простому зрителю, - в отсутствии общего языка.

Павел Лунгин склонен к мысли, что  кино не может существовать без свободы творчества. Большой вопрос для него – надо ли создавать специально православное кино и могут ли быть критерии его духовности. Ставя в пример Андрея Тарковского, который, как известно, не был воцерковленным человеком, Павел Лунгин считает, что главное для автора – внутренний поиск.

По его мнению, есть большая опасность в разделении кинематографа на православный и неправославный.

Студенческая молодежь, участвовавшая в работе круглого стола, считает, что  фильмов, затрагивающих проблему духовности, немало в современном зарубежном кинематографе. Приводили в пример Пазоллини, …  По их мнению, актуальнее для молодого человека  вопрос самоидентификации.

В примиряющей дискуссионный спор речи, отец Макарий сказал, что главным критерием православного кино может быть одно – это правдивость изображения, когда художник не конструирует свою реальность, а средствами кино изображает настоящий мир, человека и его отношения к Богу и собственной душе.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать