Церковь называет масленичное время «началом покаяния»

10 февраля 2010 г.

Все ближе к нам Великий пост. К этому духовному и телесному труду мы готовились на протяжении трех подготовительных недель. Вот и последняя четвертая седмица наступила. Она называется сырной. Есть и другое название – масленица. Все дни этой недели разрешены на трапезе любые продукты, кроме мяса. Минувшее воскресенье было последним, когда по церковному уставу разрешалось его употреблять. Помимо этого Церковь подготавливает верующих к строгому посту, напоминая за богослужениями о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия — Иисуса Христа — для спасения человека, и призывает к посту и покаянию.

Время, которое в народе называют масленицей, в церковном календаре связано с размышлениями о конце земной истории и грядущем Страшном Суде. В христианском понимании это конец зла и победа добра, суд над злом, над грехом. В размышлениях об этом событии мы должны прочувствовать радость ожидаемого пришествия Царства Божия, поэтому на Масленичной (иначе «Сырной») седмице отменяется еженедельный пост в среду и пятницу, предполагаются разумное веселье и гуляния с родными и друзьями. С другой стороны, эта неделя призывает к особой духовной сосредоточенности. Уже запрещается есть мясо — для того, чтобы человек учился ограничивать свои телесные потребности, постепенно переключая внимание на духовную сторону своего существования, готовясь к Великому посту.

Сырная седмица имеет ряд особенностей, сближающих ее с Великим постом. Помимо того, что запрещается вкушение мяса, служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу, за вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Установление недельного полупоста, предваряющего пост Великий, относится к 7 веку. Церковь стремится облегчить христианам переход от времени, когда мясо разрешено, к Великому посту, и вызвать в душе то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и духовной работы.

Церковь называет масленичное время «началом покаяния». Поэтому, хоть и традиционны в эти дни народные гуляния и забавы, но они должны иметь меру: безбрежному разгулу всецело предаваться не стоит. Увещания можно услышать в словах святителя Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Иными словами, широкая разудалая масленица, без мысли о мере в пище и веселье, как изобретение скорее мирское и больше языческое, чем христианское, не должно нас всецело поглощать. Трудно представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь вслед за этим благословила нас на объедение, пьянство и безудержный разгул. Но добрые традиции встреч с близкими, испрашивания прощения, приношение угощений, светлой радости – разве в такой мере масленица не может быть дорога нам? Немаловажным было и поминовение усопших, совершаемое в эти дни. И разве что-то мешает провести эти дни, щедро одаривая нищих и больных, посещая своих друзей, чтобы эти дни были днями добра и света? Разве не стоят подражания обычаи уделять внимание семье, устанавливать хорошие отношения с друзьями и соседями? Так что и такой, казалось бы, развеселый, праздник можно провести по-христиански.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать