Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 21 июля, Православная Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 году. Эта икона, чудесным образом явленная в Казани в 1579 году, является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из них, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Прасковье Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте она была помещена в новом Казанском кафедральном соборе, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность «Одигитрии», был чудесным образом открыт в 1579 году в Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть города. Список (или копия с новоявленной иконы) вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.
Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы Небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу Русской земли. В 1611 году Казанскую икону Божией Матери (подлинную или список с нее) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшимся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.
Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 года отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков. После освобождения столицы от врага князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской Введенской церкви (на Лубянке), а потом, в 1636 году, во вновь построенный им Казанский собор вблизи Красной площади.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от Казанской иконы Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника – царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на Казанскую икону Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 году Петербурга и перенесения туда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской иконы Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 года в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь Михаил Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.
После 1812 года вера в чудотворное заступление Божией Матери по молитвам пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
вмч. Прокопия (303);
прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303);
прав. Прокопия Устьянского (XVII);
сщмчч. Феодора Распопова и Николая Брянцева, пресвитеров (1918);
совершается празднование в честь икон Божией Матери «Благовещение» Устюжской (1290), Казанской (Московской) (1612), Казанской (Казанский список) (1579), Казанской (Петербургский список) (1721), Казанской (Ярославской) (1588), Казанской (Вязниковской) (1624), Казанской (Нижнеломовской) (1643), Казанской (Витебской) (1655), Казанской (Тобольской) (1661), Казанской (Каплуновской) (1689), Казанской (Тамбовской) (1695), Казанской (Пензенской) (1717), Казанской (Песчанской) (1754), Казанской (Чимеевской) (1770), Казанской (Высочиновской) (XVIII), Казанской (Вышенской) (1812), Якобштадтской (XVII).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!