Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 13 января, в отдание праздника Рождества Христова, Православная Церковь совершает память святителя Петра Могилы, митрополита Киевского.
Будущий святитель родился 21 декабря 1596 года в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила, что значит возвышенность или холм.
Отец его был сперва господарем Валахии (1601 – 1607), потом Молдавии (1607 – 1609). В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. В Львовском братском училище Петр получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Хорошо владел латинским и греческим языками. Некоторое время был военным и даже участвовал в Хотинской битве. Позже решил принять духовный сан, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого.
В 1627 году он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинявшимся Константинопольскому патриарху, но не Киевскому митрополиту, и носившим титул «великого архимандрита». Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством в 1628 году состоялось осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого. Тогда же определилась вражда между преемником Борецкого Исаией Копинским и Петром Могилой. Будущий святитель, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от Киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской.
В 1632 году, при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был Петр Могила. Он выхлопотал признание легального существования Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит Киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран Петр Могила с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение святителя Петра состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом Константинопольского патриарха. Затем Петр Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы.
После того, как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр стал восстанавливать права Церкви на некогда захваченные униатами монастыри и храмы, в том числе на Софийский собор и Выдубецкий монастырь. Также он восстановил старинную церковь Св. Владимира, церковь Спаса на Берестове и церковь Трех Святителей, которую отдал братскому монастырю.
В 1635 г. были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей. Обращался за помощью святитель и к Московскому царю.
Особенное внимание обратил Петр Могила на Киево-братскую, называемую Могилянской, школу. Хлопоты об ее переименовании в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский состав при Петре Могиле был на высоте своего призвания. Профессора посылались для учения за границу, прежде чем приступать к преподаванию. Много огорчений доставлял Петру Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, часто вполне несправедливо.
В бытность свою митрополитом Петр Могила издал следующие книги: «Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни Константинопольского патриарха Каллиста» (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на западнорусском литературном языке); «Аифологион, сиречь молитвы поучения душеполезные в душевную пользу спудеев» (1636); «Евхлогион, альбо Молитвослов» (или Требник; 1646). Петр Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан. Он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 года и Ясском 1643 года. Он был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, однако напечатан был только в 1662 году, в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петром Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).
В 1685 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Устроена она была по образцу Киево-Могилянской и явилась центром высшего и среднего духовного образования в России.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
прп. Мелании Римляныни (439);
прп. Паисия Святогорца (прославление в 2015 году);
свт. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб.);
сщмч. Михаила Березина, пресвитера (1937);
мч. Петра Троицкого (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!