Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 2 февраля, Православная Церковь совершает память исповедника Евфимия (Кереселидзе), игумена (1944) (Груз.).
Святой родился в деревне Самели (район Рача) в 1865 году у благочестивых супругов Соломона и Марты Кереселидзе. При рождении его назвали Евстатом. По окончании церковно-приходской школы пятнадцатилетний Евстат отправился в Кутаиси, потом в Тбилиси в поисках работы.
Вместе с еще одним благочестивым юношей Евстат организовал в Тбилиси нечто вроде богословского книжного клуба. Главной целью их начинания было стремление лучше понять древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа.
В 1890-е годы при активной помощи праведного Илии кружок приобрел печатные станки. В последующие двадцать пять лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распространяли их в народе.
Через некоторое время Евстат решил принять тяжелое бремя монашества, к которому он готовил себя с юности. Его духовный отец преподобный Алексий (Шушания) одобрил его решение.
В 1912 году по благословению епископа Имеретинского Георгия (Аладашвили) Евстат начал подвизаться в качестве послушника в монастыре Гелати. 23 декабря 1912 года он был пострижен в монашество игуменом Анфимом с именем Евфимий – в честь святого Евфимия Афонского.
В мае 1913 года он был рукоположен в иеродиаконы, в 1917 году – в священнический сан.
В 1921 году коммунисты захватили власть в Кутаиси. Они посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Он был освобожден за недостаточностью улик. В это безбожное время каждый день для клириков и монахов монастыря Гелати проходил в ожидании поругания и притеснений. Но, несмотря ни на что, стойкий отец Евфимий продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. Им было найдено свыше сотни древних песнопений для последующей публикации в западной нотной транскрипции.
В 1924 году коммунисты разрушили собор царя Давида Строителя в Кутаиси, расстреляли митрополита Кутаисского Назария и служивших с ним клириков. Преследования верующих ужесточились.
Отец Евфимий решил покинуть монастырь Гелати и, взяв с собой рукописи, с которыми он работал, отправился в более безопасное место. Тогда на дороге, ведшей из Кутаиси в Тбилиси, были убиты тысячи путешественников, но отец Евфимий успешно добрался до Мцхеты и привез целую повозку рукописей. Манускрипты были помещены на хранение в собор Светицховели, а отец Евфимий назначен настоятелем этого храма. В это смутное время отец Евфимий продолжал свою работу по изучению древних рукописей и переводу песнопений с древней невменной нотации в современную нотную. При этом преподобный нес служение духовника монахинь монастыря Самтавро, расположенного недалеко от Светицховели.
В 1929 году отец Евфимий был переведен в монастырь Зедазени за пределами Мцхеты. Он перевез древние рукописи в свой новый дом, вложил их в металлические футляры и закопал в землю. Шесть лет спустя, в ноябре 1935 года, он передал тридцать четыре сборника, включающие 5532 песнопения и несколько богословских рукописей, в Грузинский национальный музей.
Во время Второй мировой войны жизнь в грузинских монастырях была особенно трудной. Однажды настоятель монастыря Зедазени архимандрит Михаил (Мандария), отправившийся в Сагурамо за провизией для монастыря, не успел вернуться до наступления комендантского часа и был застрелен коммунистами. Немного позже молодого монаха монастыря, Парфения (Артсиаури), арестовали по ложному обвинению, а старец Савва (Пулариани) преставился. Так отец Евфимий остался единственным монахом в монастыре. Его духовные дети, монахини монастыря Самтавро, заботились о нем, уже старике.
Зимой 1944 года монахиня Зоиль (Двалишвили) и несколько сестер направились в Зедазени, чтобы навестить старца. Они нашли его лежащим в изнеможении на кровати. Спустя некоторое время преподобный предал свою душу в руки Господа.
Преподобный Евфимий был монахом-аскетом и ученым, который непрестанно молился, с самой юности был образцом целомудрия, смирения и терпения.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
прп. Евфимия Великого, иеромонаха (473);
прпп. Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах;
прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465);
мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II);
мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303);
сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера (1940).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!