Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 1 апреля, Православная Церковь совершает память мученика Панхария Римского (ок. 302).
В царствование Диоклетиана и Максимиана, из которых последний проживал в Древнем Риме, в Римской империи было распространено почитание различных богов, а у исповедников Христа не только отнимали имущество, но и подвергали их различным мучениям.
В это время в Риме проживал некий муж, по имени Панхарий. Он был родом из страны Узов, из города Вилапата, происходил от христианских предков и отличался высоким ростом и красотою. Придя в Рим, он приблизился к Максимиану и достиг того, что занял первое место между его приближенными и пользовался особенною его любовью. Чтобы сохранить за собою эту любовь, он отрекся от веры во Христа. Из любви к нему Максимиан поручил ему принимать яства и всякие другие приносимые в виде подати дары и составлять себе таким образом состояние для услаждения зрения и доставления удобств жизни в будущем. Панхарий так и поступал и во всем разделял мнение императора.
Между тем мать и сестра его, узнав обо всем этом, прислали ему письмо, в котором убеждали его прежде всего привести себе на память страх Божий, а потом вспомнить и о Страшном будущем Суде Христовом, так как многие, услышав о нем, смело заявляли пред царями и правителями о своем желании унаследовать то обещание, о котором узнавали из евангельского повествования о нем. Далее они советовали ему подумать еще и о том, какому страшному осуждению подвержен будет на этом Суде тот, кто отречется от веры во Христа (см. Мф. 10, 33; Мк. 8, 38; Лк. 9, 26). Наконец напоминали ему слова Христовы, говорящие о том, что если бы человек стал обладателем и целого мира, а душе своей повредил, то какое он сделал бы себе этим приобретение, ибо если кто повредит душе своей, то чем искупит ее? (см. Мк. 8, 36–37).
Получив такое письмо и прочитав его, Панхарий горько заплакал и, пав на землю, в сердечной скорби стал взывать:
– Господи Вседержитель! Помилуй меня и не посрами раба Твоего пред ангелами и человеками на Суде Твоем, но пощади меня по великой милости Твоей.
Некоторые из придворных, увидев Панхария плачущим и произносящим такие слова, сообщили об этом Максимиану. Когда Панхарий пришел к нему, он спросил его:
– Любезнейший Панхарий, скажи мне, неужели и ты назарянин?
– Да, царь, – ответил Панхарий, – я – назарянин и был им и прежде, еще до того, как стал твоим единомышленником.
– Откажись, – сказал ему на это Максимиан, – от такого признания ради той любви, которую я питаю к тебе, в противном случае я не дам тебе пощады – пусть это будет известно тебе – и скоро не предам тебя смерти, но ты умрешь только после того, как я истомлю тебя многими разнообразными мучениями.
На это Панхарий ответил:
– О, царь! Я прихожу в ужас, вспоминая свое прошлое, и боюсь, чтобы огонь, сойдя с неба, не сжег меня уже за то, что я был до сих пор твоим единомышленником. Но с этого часа я уже никогда не отрекусь от Господа моего Иисуса Христа, ни теперь, ни в течение того долгого времени, когда ты, как сказал мне, подвергнешь многоразличным мучениям тело мое.
Выслушав от Панхария такой ответ, Максимилиан велел раздеть его и на глазах всех собравшихся и предстоявших царских сановников бить его по голому телу ремнями из воловьей кожи. После сего, обратившись к предстоящим, сказал им:
– Теперь вы узнали, что Панхарий, сакелларий двора моего и мой близкий друг, впал в галилейскую веру. Скажите же, как мне поступить с ним.
На это царские сановники сказали императору:
– О, царь! Повели отвести его на место народных зрелищ и там раздеть его и предать публичному избиению, а потом пошли его к правителю Никомидии – пусть он подвергнет его мучениям, чтобы нам не стать виновниками в его смерти, так как он пользуется твоею великою любовью.
Такой совет понравился Максимиану, так как он действительно сильно любил Панхария и не находил в себе сил предать его смерти. Посему он повелел отвести его на место зрелищ и на глазах народа подвергнуть жестокому избиению, а потом отдал его воинам для препровождения в Никомидию и послал с ними никомидийскому градоначальнику письмо, в котором повелел после многих мучений предать Панхария смерти.
Когда святой мученик прибыл в Никомидию и приведен был к правителю города на допрос, сказал ему:
– Все то, что повелевает тебе относительно меня император, ты исполни совершенно точно.
Тогда правитель города спросил его:
– Как твое имя?
– Имя мое, – отвечал святой мученик, – Панхарий. От предков моих я был христианином, но по злой воле своей уклонился к нечестивой вере императора и был во всем единомышленником. Бог же, а также мать и сестра моя направили меня на истинный путь, и я возвратился к вере во Христа моего, а теперь я горю желанием умереть за Него, чтобы смертью заплатить мое отречение, которое я так преступно совершил.
На это правитель города сказал Панхарию:
– Откажись от своих слов, которые ты так необдуманно произносишь, подвергая себя страшным бедствиям, но лучше исполни волю императора и, будучи таким видным и красивым, не губи славной памяти о себе на земле.
– Слава, о которой ты говоришь, – ответил святой, – временна, но является средством к получению жизни вечной для тех, кто отказывается от нее ради Христа.
После сего правитель города, видя непреклонность святого, постановил требуемый императором приговор. Святой мученик Христов Панхарий помолился, после чего был обезглавлен, приняв мученическую кончину. Это произошло в девятнадцатый день марта месяца (по старому стилю) в городе Никомидии.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора, пресвитера, и Мариана, диакона;
прав. Софии, княгини Слуцкой (1612);
прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003);
прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521);
прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473);
прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.);
св. Иоанна Блинова, исп. (1933);
прмц. Матроны (Алексеевой), монахини (1938);
совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Умиление» Смоленской (1103).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!