Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангелие от Луки, глава 20, стихи 1–8
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 20, 1–8).
20.1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
20.2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
20.3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
20.4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
20.5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
20.6. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
20.7. И отвечали: не знаем откуда.
20.8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
(Лк. 20, 1–8)
Давно уже на страницах Евангелия от Луки мы не встречали имени Иоанна Крестителя. В данном контексте наш Спаситель не просто так вспомнил о Своем Предтече. Ведь имя пророка Иоанна не было вычеркнуто из народной памяти, как бы о том ни мечтали и Ирод Антипа с Иродиадой, и книжники и фарисеи, которых смело обличал Креститель.
Иоанн был выдающейся фигурой в Израиле своего времени. Его поистине в народе считали за пророка, говорившего от имени Божьего, чего не было уже порядка трехсот лет. Он был из священнического сословия – из рода Аарона, но не был священником в привычном понимании, не совершал храмовых и синагогальных богослужений, не претендовал на место Первосвященника. Его амвоном была пустыня, простиравшаяся вдоль Иордана – реки, ставшей символом покаяния иудеев I века.
И если духовная элита еврейского народа смирилась с посмертной славой пророка Иоанна, то не могла принять и всячески старалась обратить людей от другого проповедника – Иисуса из Назарета, Который все больше вызывал к Себе интерес со стороны простых иудеев.
Особенно первосвященников, книжников, фарисеев и иродиан, которые считали себя хранителями Иерусалимского храма и его преданий, возмущала растущая популярность Иисуса Христа в самой столице Иудеи. И конечно, без их явного недовольства не могло остаться событие изгнания торгующих из храма.
Стоит заметить, что в храме была четкая иерархия. Первосвященники, священники, левиты, стражники составляли незыблемую вертикаль власти. Ничего не делалось в храме без ведома стражника, который получал благословение на что-либо по иерархической лестнице от самого Первосвященника. Но кто разрешил бродячему проповеднику из Галилеи разгонять приносящих прибыль священству торговцев и менял? Именно в этом состоял заданный Христу вопрос: какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк. 20, 2).
Как замечает архиепископ Аверкий (Таушев): «Ясно, что это не вопрос людей, желающих знать истину, а лукавые вопросы злобных врагов для уловления Господа в слове».
Понимая умысел вопрошавших Его, Господь задает Свой вопрос: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Лк. 20, 4). На первый взгляд вопрос Христа может показаться неуместным. Как мы уже говорили ранее, Иоанн не имел прямого отношения к храму. Но тем не менее никто не мог опротестовать вопрос Спасителя, понимая всю его глубину.
Иоанн Креститель, проповедуя покаяние на берегах Иордана, также свидетельствовал и о грядущем Мессии, прямо указывая на Него, а именно на Иисуса из Назарета. И если Иоанн был истинным пророком, то Иисус и впрямь был истинным Христом – Мессией народа Израиля, что давало Ему власть и над храмом. Но признать Иисуса Христом для служащих храма означало потерять реальную власть над людьми. А потому, посовещавшись, они дают ответ, исполненный отчаяния: не знаем откуда (Лк. 20, 7).
Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Обратите внимание на великую злобу фарисеев: они бегут от истины; они отказываются от света; они не испытывают ужаса перед грехом. И они действительно боялись сказать правду, даже когда слышат: почему же вы не поверили ему? но они не будут обвинять Предтечу, и не из-за страха перед Богом, а перед народом. Так, они скрывают истину и говорят: "не знаем"».
Мы с вами, дорогие братья и сестры, являясь частью Христовой Церкви, вполне можем дать четкий ответ на вопрос, какой властью совершал те или иные действия Иисус из Назарета в дни Его земного служения. Но признавать Господа Иисуса Христа Сыном Божиим на страницах Евангелия – не то же самое, что признавать Его своим Богом в повседневности.
Давайте поразмыслим: всегда ли мы готовы принять те изменения в нашей жизни, которые могут причинить нам финансовый ущерб, поколебать комфортный устрой нашей жизни, ущемить наши права или нанести урон нашей репутации? А если все это будет угодно нашему Богу? А если это потребуется для нашего спасения? Сможем ли мы принять все это со смирением? Не будет ли и из наших уст вопроса: а кто дал Тебе право так поступать?
Пусть же сегодняшний евангельский отрывок заставит нас задуматься над тем, как мы поступим в такой ситуации. Готовы ли мы быть на деле ревнителями правды Божией или, как служители храма, ответим, что не знаем, скрывая Истину?
Будем просить Бога о крепости нашего духа, о мудрости и честности, не страшась никаких испытаний.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 10 мая 2024 года
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!