Можно в это просто поверить, а можно встретить в жизни примеры, которые подтверждают эти вечные истины, и осознать, насколько мудро устраивает Господь пути всех и каждого, чтобы явить Себя.
Храм во имя блаженной Ксении Петербургской в микрорайоне Северный города Казани еще молод. Его фундамент заложили в середине сентября 2016 года, а уже в конце ноября на здание установили купол и крест. 7 января 2017 года в храме состоялось первое богослужение.
Иерей Александр:
– Я глубоко убежден в том, что храм – это в первую очередь регулярные богослужения.
В этом поселковом храме службы совершались по выходным и праздникам. Когда же отец Александр Ермолин год назад, по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, возглавил приход во имя блаженной Ксении Петербургской, сразу повесил на воротах яркий баннер со словами: «Храм открыт». Местные жители скоро убедились, что действительно открыт, причем ежедневно.
Матушка Ксения:
– Это был большой подарок для меня от Господа – послужить именно своей святой, сделать что-то для этого храма. Даже просто молиться в этом храме своей святой – это для меня подарок. Потому что дома мы молимся келейно – это одно. А когда именно на литургии и ты понимаешь, что здесь незримо присутствует твоя святая, – это, конечно, с одной стороны, большой подарок, а с другой – ответственность.
Вслед за семьей отца Александра и матушки Ксении в храм поселка Северный потянулись их ровесники – молодые семьи с детьми. С помощью благотворителей рядом с церковью построили небольшой деревянный домик. «Воскресная школа», – говорит батюшка. «Воскресная группа», – с улыбкой уточняет матушка.
Матушка Ксения:
– Для меня еще важно, чтобы поделка не была выкинута после занятия. Чтобы ребенок сохранил это деревянное пасхальное яйцо и запомнил это. Чтобы он из храма принес какую-то положительную эмоцию для себя. Я считаю, что потом на всю жизнь откладывается эта положительная эмоция, которую он получил в храме.
У самой матушки Ксении в жизни так и было. Даже до принятия крещения она чувствовала в храме что-то, что заставляло ее возвращаться туда.
Матушка Ксения родилась в Татарстане в русском селе. Мама – сельский учитель, папа – работник сельского хозяйства. Ее малая родина – место историческое.
Матушка Ксения:
– Слобода Екатерининская. Екатерина Великая ее основала, она отправляла сюда офицеров. Мои предки – отставные унтер-офицеры. Они были отправлены сюда для охраны границ Российской империи. И эти маленькие поселения так и остались.
В таких поселениях с верой в Бога жили гордые свободолюбивые люди, знавшие цену труду, уважавшие семейные традиции. Отчаянно сопротивлялись советской власти, которая отбирала нажитое под видом раскулачивания, рушила духовные ценности и храмы. И в Слободе Екатерининской огромный храм безбожники тоже разрушили. Большой приход разместили в молельном доме.
Матушка Ксения:
– Я поехала из деревни поступать в педагогический институт в Набережные Челны. И там уже был другой храм. Я ходила в приход Серафима Саровского.
Ксения успешно окончила вуз, начала работать, стала материально независимой. Но почему-то в душе чувствовала некую пустоту, которую не могла заполнить ничем материальным.
Матушка Ксения:
– Я просто покрестилась. Батюшка проводил с нами беседы. Он сказал: «Сейчас вы покрестились, Господь вам простил абсолютно все грехи. Вы можете завтра же прийти на причастие». И на следующий день у меня потоп в квартире, прорывает кран... Я говорю соседке, что ухожу, оставляю все, ремонтник придет и починит. Я иду и причащаюсь. Выходишь – и тебе радостно. Понимаешь, что так радостно тебе до этого не было.
И общаться после крещения Ксения начала с православными людьми. В социальных сетях искала группы, близкие ей по духу, новых друзей. И нашла…
– Там было очень много видео, обсуждений. Под одним из обсуждений у нас как-то завязался диалог. У меня было очень много вопросов, у него было много ответов.
Иерей Александр:
– Мне было где-то 14 лет. Я сам прочитал Евангелие. Это было какое-то протестантское издание, которое просто распространяли по почтовым ящикам. Я им сказал: «Все, дорогие ребята. Большое вам спасибо за Евангелие, но я пойду в храм». Это было какое-то личное решение. Просто прочитал его, понял, что мне это нравится, я с этим согласен. И всё – надо как-то попытаться это реализовывать. То есть все было как-то просто.
Александр Ермолин оканчивал теологический факультет Ярославского государственного педуниверситета, Ксения жила в Набережных Челнах. В процессе переписки молодые люди договорились встретиться в Казани, чтобы познакомиться очно и узнать друг друга ближе.
Матушка Ксения:
– В Казани на железнодорожном вокзале первый раз мы друг друга увидели. Я помню, мы вышли с вокзала, и он сказал: «Пошли гулять». Я говорю: «Ну, пошли». – «Пошли туда». Спрашиваю: «А что там?» – «Дойдем до Кремля». Говорю: «Давай дойдем до Кремля». – «Пошли вот здесь». Я говорю: «А мы там сможем дойти до Кремля?» – «Не знаю, пошли». Мы пошли в сторону Кремля – и дошли, никаких препятствий не было. И как-то любовь к этому городу сразу у нас появилась с этих первых прогулок.
То, что муж идет к священству, Ксении было понятно. После Ярославского университета он оканчивал духовную семинарию, потом магистратуру.
Матушка Ксения:
– Так как он еще в Ярославле работал в семинарии, ему предложили здесь тоже место в семинарии. И мы как-то даже не задумывались. Если нам предлагают место в Казани, мы сразу собираем вещи и едем в Казань.
В Казань супруги переехали с двухгодовалым сыном Григорием. Спустя время исполняющий обязанности проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии дьякон Александр Ермолин был рукоположен во иереи. Знаменательное событие произошло 3 июля 2015 года, в день памяти святого Гурия Казанского, у кельи которого при первой встрече молодые люди поняли, что скоро станут семьей.
Матушка Ксения:
– Матушки больше несут ответственность перед своей семьей. Батюшка в храме, а ты должна быть надежным тылом. Он должен спокойно нести свое служение.
Отец Александр несколько лет нес служение благочинного семинарского храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 2020 году был назначен настоятелем Никольского храма в селе Пановка Высокогорского района Республики Татарстан.
Матушка Ксения:
– Мы попали в Никольский храм в середине лета, а уже осенью узнали, что у нас будет Николаша.
После старшего Григория Николашу долго ждали, долго молились. И это было чудо, явленное семье во время служения в Никольском храме. Еще одним чудом были сохранившиеся архивные документы со времен основания храма. Матушка Ксения буквально погрузилась в их изучение.
Матушка Ксения:
– Я знала, что первый священник этого храма – Василий Екатерининский. Я еще тогда подумала: «О, Василий Екатерининский. Я сама из Слободы Екатерининской, а тут священник Екатерининский, как будто что-то родное зашевелилось в душе».
Захотелось узнать историю и Никольского храма, и того, который стоит разрушенный в ее родной Слободе Екатерининской. В один прекрасный день отец Александр остался дома с новорожденным Николашей, а матушку Ксению отправил в архив.
Матушка Ксения:
– Там были ревизские сказки, в которых была перепись… Конечно, я сразу увидела все знакомые фамилии своих родственников. Если поселение закрытое, в принципе, все друг другу немного родственники.
Полутора часов работы в архиве, конечно, не хватило. Но у нее сохранился доступ в электронную библиотеку. И однажды, привычно листая электронные страницы, матушка Ксения обнаружила уникальный документ, повествующий о первом настоятеле Никольского храма в селе Пановка священнике Василии.
Матушка Ксения:
– Это был мой односельчанин, который также попал в этот храм. Этот храм строился при нем, и в этот же храм потом попали мы с батюшкой. Связь с этим человеком я ощутила на себе. И тут я поняла, что Господь действительно вне времени. И когда эта мудрость на тебя обрушивается, ты бываешь в шоке. У меня действительно был шок, я была просто ошеломлена.
Недавно знакомый историк поделился с матушкой Ксенией информацией об истории их родного края. А что за люди творили ее – однофамильцы или родственники, Ксения решила узнать сама. Сейчас она занимается генеалогией своей семьи.
Иерей Александр:
– Матушка моя в этом смысле большой герой, потому что на нее ложатся все нагрузки по дому, семье, детям. Я вообще дома особо не присутствую. Меня реально просто нет.
Матушка Ксения:
– Сейчас он руководитель Миссионерского отдела при епархии, настоятель храма Ксении Петербургской, также настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери за городом, в селе Соловцово.
Отец Александр и матушка Ксения из того поколения, которое воцерковлялось первыми в своей семье. И таких, как они, в современном священстве достаточно много. Это и интересно, и одновременно очень сложно. Ведь обретать опыт жизни семьей, где муж – священник, а жена – матушка, приходится самим.
Матушка Ксения:
– Надо понимать, что рукоположение выше таинства Венчания. И ты должна обладать терпением и смирением это принять, взять ответственность за своих детей, за домашний быт чисто на себя.
Иерей Александр:
– Мне кажется, что в современном мире крепость семьи основывается только на взаимном понимании. Потому что ни одна нормальная женщина, наверное, не стала бы терпеть двенадцатичасовой (и более) рабочий график мужа семь дней в неделю. Вроде бы все правильно, но все равно тебя нет, ты чем-то занят постоянно. Мне кажется, в каком-то взаимном понимании, терпении заключается крепость семьи священника.
При том темпе жизни, который задает себе отец Александр, его семья действительно крепость. Его служение как руководителя Миссионерского отдела епархии многогранно и чуть ли не круглосуточно.
Иерей Александр:
– Одно из ярких направлений – уличная миссия. То есть мы пошли на улицу. В том году у нас были мероприятия (в этом году мы их возобновим) – уличные беседы на Черном озере. Это самый центр Казани. Мы просто садимся с отцом Александром на травку и беседуем с людьми. Очень многие останавливаются, многим интересно, многие подсаживаются. И это стало уже частью казанского лета.
Часть казанской зимы, а теперь и весны – миссионерские юрты, куда приходят желающие поговорить со священником. Юрты вырастают на территории Раифского мужского монастыря на Рождество Христово и на Пасху.
Иерей Александр:
– По сути, мы готовы прийти на те площадки, на которые нас зовут. У нас есть паломнические, миссионерские поездки. Мы едем с Евангелиями, литературой, листовками.
Накануне Дня любви, семьи и верности отец Александр вместе с матушкой Ксенией насобирали ромашек, навязали букетики и раздавали их прохожим вместе с праздничными листовками. А уже год, как отец Александр – духовник Казанского дворянского собрания.
Матушка Ксения:
– На его юбилей ему дали орден Святой Анны. И автоматически к ордену он получает дворянство.
Иерей Александр:
– Нужно находить все возможные ходы, способы для того, чтобы о православии говорить. Если кто-то услышит проповедь Евангелия через культуру – слава Богу, пусть он это услышит, если есть такой священник, который может до него это донести. Если он услышит проповедь Евангелия через что-то более традиционное – ради Бога, пусть он слышит через это. Есть же люди, которые реально во Христа уверовали и приняли православие, рассмотрев русскую историю, культуру, литературу.
А кто-то в детстве – через воскресную школу. Поэтому матушка Ксения уделяет занятиям с детьми такое большое внимание. Рисуют ли они, шьют или вышивают или просто общаются – это все разговор о Боге, Его Промысле, Его премудрости.
Матушка Ксения:
– Законы духовные действуют так же, как законы физики. В школе тебя учат законам физики, ты понимаешь: если яблоко подкинуть – оно упадет, в лужу наступить – ноги будут мокрые. Тут то же самое. Просто нас этому не учат, в школе не говорят, что есть духовные законы. Это должна делать твоя семья – прививать понимание того, что за каждым твоим поступком стоит ответственность.
Пока Николаша маленький, практически все свое время матушка посвящает ему. Но когда он пойдет в детский сад, появится возможность для творчества.
Матушка Ксения:
– У меня уже стоит загрунтованная фанера, ждет, когда я на ней изображу рождественский вертеп. У меня уже закуплен бисер, чтобы начать вышивать икону. Лежат отрезы ткани, из которых я сделаю потом закладки для Евангелия в храм.
И, возможно, кому-то через эти творения матушки Ксении Ермолиной откроется Сам Господь и то, что Бог вне времени и пространства.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!