Московская область, поселок Челюскинский Пушкинского района. Исторически сложилось так, что своего храма здесь никогда не было. От намерения жителей поселка построить собственную церковь до дня закладки первого камня в ее основание прошло шесть организационных лет. В 2013 году сюда был назначен настоятелем иерей Владислав Форкавец. То, что это Божий Промысл, они с женой поняли в тот же день.
Иерей Владислав:
– Мы приехали с матушкой на это место. Здесь ничего не было, был холмик и крест, стояла зима, была надпись «храм Успения Пресвятой Богородицы», что, видимо, сыграло решающую роль в том, что я согласился на это дело.
Матушка Евгения:
– Мы сидим в машине, он говорит: «Это мой храм». Он рос в храме Успения Пресвятой Богородицы. Я говорю: «Слушай, отец Владислав, храма здесь еще нет». Я не очень хотела. Тогда благочинный сказал: «Вы не переживайте, служить есть где. К этому храму есть приписная часовня Феодоровской иконы Божией Матери». В первом храме, куда я начала ходить, была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери. Это моя икона.
Отец Владислав родом из Закарпатья. Он – потомственный священник. Его отец – протоиерей Стефан Форкавец продолжает служить настоятелем Успенского храма в их родном селе.
Иерей Владислав:
– У моего отца два брата – тоже священнослужители. Один служит в Москве, отец Василий. Архимандрит Иларион – духовник Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры.
Московская духовная академия воспитала не одно поколение этой большой священнической семьи. Не случайно Владислав Форкавец в свое время выбрал для поступления именно ее. Родители матушки Евгении познакомились и стали семьей в Южно-Сахалинске. Она – кореянка, он – русский.
Матушка Евгения:
– У нас в семье трое детей. Старший брат (у нас семнадцать лет разницы) – Рома, сестричка Эля, в крещении Вера (у нас семь лет разницы), и я – самая младшая, самая избалованная, залюбленная дочь. Со всеми мамиными родственниками мы очень хорошо общаемся, созваниваемся, переписываемся, при любой возможности стараемся встречаться. Недавно брат приезжал из Кореи, мы ездили в Крым, там живет двоюродная сестренка, встречались – стараемся дружить, общаться, потому что это наши корни, наша семья.
Младшая Женя родилась в Херсонской области. Туда семья переехала по рекомендации врачей. Дальневосточный климат не подходил средней дочери.
Матушка Евгения:
– Я училась в третьем классе, мне было девять лет, ходила на музыку. Не очень любила, правда, но как-то Господь меня вел, что музыка всегда была рядом (видимо, не просто так). Я пошла в воскресную школу, батюшка благословил на клирос. С девяти лет я на клиросе.
Маленькой Жене в храме очень нравилось, и петь она стремилась. Получается, пошла туда по послушанию маме, а обрела веру и, как стало понятно позже, определилась с жизненным выбором.
Матушка Евгения:
– Мама нас воспитывала, что жить нужно правильно, потому что мы здесь одни, нас все знают, видят, мы не должны позорить нашу национальность. Поэтому строгое было воспитание. Когда мы пришли в храм, мне было легко, потому что особо в жизни ничего не поменялось.
Евгения вступила в переходный возраст, когда семья вернулась на Сахалин. Теперь маме потребовалась перемена климата.
Матушка Евгения:
– Был переходный возраст – шестой, седьмой класс – искала себя. Когда мы приехали, думаю: «Все, на музыку больше ходить не буду, в храм – постольку-поскольку, потому что все другое, ничего не знаю».
Но в один из первых же приходов в Воскресенский кафедральный собор его настоятель, в то время игумен Парамон, заметил голосистую девочку.
Матушка Евгения:
– Он говорит: «Ну что, петь пойдем?» Я подумала: «Раз сказали, значит – идем».
Послушание усмирило внутреннее бунтарство. Евгения уже понимала, что в благословении священника – Божья воля. Девушка стала петь в архиерейском хоре по благословению владыки Даниила, в то время правящего архиерея Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Выбор профессии после школы у нее был большой, и Евгения позвонила своему духовнику, попросила совета и благословения.
Матушка Евгения:
– Отец Петр говорит: «Нет, давай учить квинтовый круг, иди в музыкальное училище». Мысли о том, что я буду поступать в лавру, не было. Я думаю: «Как?» Я не очень хотела связывать свою жизнь с музыкой, больше видела себя в кабинетных профессиях. Но раз благословили – мы идем, привыкли слушаться.
Она окончила два курса дирижерско-хорового отделения музучилища, когда владыка Даниил благословил ее ехать поступать в регентскую школу Троице-Сергиевой лавры. Год потребовался Евгении, чтобы настроить себя на жизнь в монастыре, на строгие правила и требования, в том числе и в одежде. Когда она приехала поступать, в ее восприятии поменялось все.
Матушка Евгения:
– Я поняла, что тут совсем другие люди. Они искренние, добрые. Душа – христианка – всегда, видимо, понимала, что это то, что нужно.
Конкурс в регентскую школу в тот год был четыре человека на место. Девушки приехали из разных уголков страны, с хорошей музыкальной подготовкой и без нее, но все с горячим желанием научиться петь Господу.
Матушка Евгения:
– Одна матушка мне сказала: «Ты не переживай, преподобный сам себе выберет того, кто ему нужен. Ты главное – ходи, молись». Приезжает очень много девушек, у всех разное образование. Кто-то без музыкальной школы, кто-то со школой, кто-то с консерваторией. Я первый раз пошла на братский молебен: темнота, свечи, монахи, рака преподобного Сергия – поняла, что я там, где должна быть. Я ходила каждый день, очень просила преподобного: «Помоги! Хочу быть здесь, прославлять Бога правильно, как это должно быть». Я поступила.
Под покровом преподобного Сергия Радонежского в душе, поведении и в жизни Евгении начали происходить изменения. Учеба, пение – в радость, а в остальном Господь укреплял.
Матушка Евгения:
– Характер воспитали, закалили нас. Не спорю, было сложно, потому что, как младшая, я была балованная, а тут послушания. Помогло то, что было такое воспитание. Иногда бывало в душе: «Я устала, почему я?» Но ничего, молча исполняла.
Послушания в регентской школе были самого разного характера. В частности, у девушек была пожилая наставница, которая учила их исконно женскому ремеслу.
Матушка Евгения:
– Я не рукодельница совсем. У матушки была традиция: она ставила большой таз с водой и всем, кто приходит, мыла ноги. Ты садишься, она тебе моет ноги. Ей не нужно было наше шитье. Она специально резала какие-то ткани, чтобы нас, девочек, научить рукоделию. Она проверяла, чтобы были ровненькие стежки. Я так не умела, она говорила: «Давай еще раз распорем, давай поучимся». Я думаю: «Да сколько же можно?» Ничего, зато хоть немножко научилась шить, но только для себя.
Учеба в лавре помогла ей прочувствовать всю глубину, красоту и значение молитвенного пения. За это матушка Евгения благодарна Вере Сергеевне Павловой, преподавателю церковного пения регентского факультета Московской духовной академии.
Матушка Евгения:
– Она всегда учила, что служба – это все, что мы можем сделать для Бога. Спеть хорошо. Она очень строго нас учила, чтобы мы готовились к службе. Все делились на клиросы, было три хора, нужно было стоять очень ровно, даже в мыслях не было, чтобы сидеть. Стоять как свеча.
Воспитанницы регентской школы пели в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Там с ней и познакомился студент третьего курса Московской духовной академии Владислав Форкавец.
Иерей Владислав:
– Многие поступали, не зная, что их ждет. Я жил в священнической семье, знаю, что такое труд священника, понимал, что не все женщины могут выдержать, выстоять в той или иной обстановке, в которой может оказаться священник. Она, не задумываясь, сказала: «Я готова на все трудности вместе с тобой».
Матушка Евгения:
– Меня поразила глубина его веры. Он был хорошо воспитан, уважительно относился ко всем, ко мне. Он сам взял меня за руку – и всё. В регентской школе были такие правила, что замуж можно было выходить только после Святок третьего курса. Мы с батюшкой познакомились практически сразу, на первом курсе, и через год хотели пожениться. Отец Макарий сначала сказал: «Конечно, можно». Но когда подходило время к свадьбе, он говорит: «Нет, давай еще поучимся».
Между тем вся семья ждала, собиралась в дорогу к назначенному торжественному дню. Тогда Владислав и Евгения решили совершить паломничество в Покровский Хотьков монастырь, помолиться родителям преподобного Сергия Радонежского.
Матушка Евгения:
– Такая мысль была: «Господи, на все Твоя воля. Хорошо бы, чтобы ничего не менять, пожениться, как мы задумали». Я очень молилась: «Если все сложится, как мне хочется, своих детей обязательно назову в честь преподобных Кирилла и Марии».
Все сложилось чудесным образом: и свадьбу переносить не пришлось, и сына, первенца, назвали Кириллом. Вскоре в Троице-Сергиевой лавре владыка-ректор рукополагал отца Владислава в священство. Взволнованная и счастливая матушка Евгения в тот момент в полной мере осознала, что и она духовно родилась.
Матушка Евгения:
– В нашем лице – Русская Православная Церковь, наша вера, религия для моих невоцерковленных родственников, они говорят: «Мы на вас смотрим и всё понимаем».
Гефсиманское Черниговское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры – там после рукоположения отец Владислав начинал служить. Успенский храм в Челюскинском – второй храм в его жизни и первый в настоятельском служении.
Матушка Евгения:
– Строительство храма – это отдельная история, потому что это сложно, наверно, только Господь благословляет, помогает и укрепляет. В этом больше всего искушений, а так – все, слава Богу, живы-здоровы.
У отца Владислава и матушки Евгении семеро детей. После Кирилла родилась дочь, которую, как и обещали Господу, назвали Марией. Потом в семью пришли Симеон, Сергий, Иоаким, Анна, Стефан.
Матушка Евгения:
– Первое время было сложно, когда они все были маленькие, когда у меня было три ребенка. Дальше старшие подросли – они у меня большие помощники, не знаю, что бы я без них делала. Кирюша и Маша – это две мои руки, они во всем помогают. Даже в воспитании детей, иногда я не могу справиться с малышами, Маша подходит, забирает ребенка, смотрю: он тихо, спокойно себя ведет. Она подготовлена к жизни, будет хорошей мамой.
Рядом – всегда родители матушки Евгении, друзья, прихожане. Старшие сыновья помогают отцу Владиславу в алтаре, а дочери – маме, когда она помогает папе – поет на клиросе.
Матушка Евгения:
– Самое важное – старших воспитать, дальше старшие подсказывают: «Мам, надо построже». Они показывают пример. Я себя в семье ощущаю, наверно, старшим ребенком. Все трудности отец Владислав берет на свои плечи.
Иерей Владислав:
– Утешение от нее. Видимо, Господь компенсирует все наши нужды через близких, родных.
Да, современному человеку бывает трудно понять, что такое послушание, в чем оно состоит. На самом деле ответ очень прост – это слушать и слышать людей, которые рядом, которые учат принимать и любить Бога, а по жизни идти с послушанием Ему.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!