Вторая половина. Матушка Евгения Форкавец

31 октября 2023 г.

Одна из основ духовной жизни христианина – послушание. Но современному человеку бывает трудно понять, а еще сложнее применить в жизни это качество. В чем состоит послушание? Кого надо слушаться и почему? В христианском смысле послушание – это желание и умение жить по воле Божией. Но для того, чтобы научиться послушанию Богу, нужно научиться послушанию людям.

Московская область, поселок Челюскинский Пушкинского района. Исторически сложилось так, что своего храма здесь никогда не было. От намерения жителей поселка построить собственную церковь до дня закладки первого камня в ее основание прошло шесть организационных лет. В 2013 году сюда был назначен настоятелем иерей Владислав Форкавец. То, что это Божий Промысл, они с женой поняли в тот же день.

Иерей Владислав:

– Мы приехали с матушкой на это место. Здесь ничего не было, был холмик и крест, стояла зима, была надпись «храм Успения Пресвятой Богородицы», что, видимо, сыграло решающую роль в том, что я согласился на это дело.

Матушка Евгения:

– Мы сидим в машине, он говорит: «Это мой храм». Он рос в храме Успения Пресвятой Богородицы. Я говорю: «Слушай, отец Владислав, храма здесь еще нет». Я не очень хотела. Тогда благочинный сказал: «Вы не переживайте, служить есть где. К этому храму есть приписная часовня Феодоровской иконы Божией Матери». В первом храме, куда я начала ходить, была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери. Это моя икона.

Отец Владислав родом из Закарпатья. Он – потомственный священник. Его отец – протоиерей Стефан Форкавец продолжает служить настоятелем Успенского храма в их родном селе.

Иерей Владислав:

– У моего отца два брата – тоже священнослужители. Один служит в Москве, отец Василий. Архимандрит Иларион – духовник Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры.

Московская духовная академия воспитала не одно поколение этой большой священнической семьи. Не случайно Владислав Форкавец в свое время выбрал для поступления именно ее. Родители матушки Евгении познакомились и стали семьей в Южно-Сахалинске. Она – кореянка, он – русский.

Матушка Евгения:

– У нас в семье трое детей. Старший брат (у нас семнадцать лет разницы) – Рома, сестричка Эля, в крещении Вера (у нас семь лет разницы), и я – самая младшая, самая избалованная, залюбленная дочь. Со всеми мамиными родственниками мы очень хорошо общаемся, созваниваемся, переписываемся, при любой возможности стараемся встречаться. Недавно брат приезжал из Кореи, мы ездили в Крым, там живет двоюродная сестренка, встречались – стараемся дружить, общаться, потому что это наши корни, наша семья.

Младшая Женя родилась в Херсонской области. Туда семья переехала по рекомендации врачей. Дальневосточный климат не подходил средней дочери.

Матушка Евгения:

– Я училась в третьем классе, мне было девять лет, ходила на музыку. Не очень любила, правда, но как-то Господь меня вел, что музыка всегда была рядом (видимо, не просто так). Я пошла в воскресную школу, батюшка благословил на клирос. С девяти лет я на клиросе.

Маленькой Жене в храме очень нравилось, и петь она стремилась. Получается, пошла туда по послушанию маме, а обрела веру и, как стало понятно позже, определилась с жизненным выбором.

Матушка Евгения:

Мама нас воспитывала, что жить нужно правильно, потому что мы здесь одни, нас все знают, видят, мы не должны позорить нашу национальность. Поэтому строгое было воспитание. Когда мы пришли в храм, мне было легко, потому что особо в жизни ничего не поменялось.

Евгения вступила в переходный возраст, когда семья вернулась на Сахалин. Теперь маме потребовалась перемена климата.

Матушка Евгения:

– Был переходный возраст – шестой, седьмой класс – искала себя. Когда мы приехали, думаю: «Все, на музыку больше ходить не буду, в храм – постольку-поскольку, потому что все другое, ничего не знаю».

Но в один из первых же приходов в Воскресенский кафедральный собор его настоятель, в то время игумен Парамон, заметил голосистую девочку.

Матушка Евгения:

– Он говорит: «Ну что, петь пойдем?» Я подумала: «Раз сказали, значит – идем».

Послушание усмирило внутреннее бунтарство. Евгения уже понимала, что в благословении священника – Божья воля. Девушка стала петь в архиерейском хоре по благословению владыки Даниила, в то время правящего архиерея Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Выбор профессии после школы у нее был большой, и Евгения позвонила своему духовнику, попросила совета и благословения.

Матушка Евгения:

– Отец Петр говорит: «Нет, давай учить квинтовый круг, иди в музыкальное училище». Мысли о том, что я буду поступать в лавру, не было. Я думаю: «Как?» Я не очень хотела связывать свою жизнь с музыкой, больше видела себя в кабинетных профессиях. Но раз благословили – мы идем, привыкли слушаться.

Она окончила два курса дирижерско-хорового отделения музучилища, когда владыка Даниил благословил ее ехать поступать в регентскую школу Троице-Сергиевой лавры. Год потребовался Евгении, чтобы настроить себя на жизнь в монастыре, на строгие правила и требования, в том числе и в одежде. Когда она приехала поступать, в ее восприятии поменялось все.

Матушка Евгения:

– Я поняла, что тут совсем другие люди. Они искренние, добрые. Душа – христианка – всегда, видимо, понимала, что это то, что нужно.

Конкурс в регентскую школу в тот год был четыре человека на место. Девушки приехали из разных уголков страны, с хорошей музыкальной подготовкой и без нее, но все с горячим желанием научиться петь Господу.

Матушка Евгения:

– Одна матушка мне сказала: «Ты не переживай, преподобный сам себе выберет того, кто ему нужен. Ты главное – ходи, молись». Приезжает очень много девушек, у всех разное образование. Кто-то без музыкальной школы, кто-то со школой, кто-то с консерваторией. Я первый раз пошла на братский молебен: темнота, свечи, монахи, рака преподобного Сергия – поняла, что я там, где должна быть. Я ходила каждый день, очень просила преподобного: «Помоги! Хочу быть здесь, прославлять Бога правильно, как это должно быть». Я поступила.

Под покровом преподобного Сергия Радонежского в душе, поведении и в жизни Евгении начали происходить изменения. Учеба, пение – в радость, а в остальном Господь укреплял.

Матушка Евгения:

– Характер воспитали, закалили нас. Не спорю, было сложно, потому что, как младшая, я была балованная, а тут послушания. Помогло то, что было такое воспитание. Иногда бывало в душе: «Я устала, почему я?» Но ничего, молча исполняла.

Послушания в регентской школе были самого разного характера. В частности, у девушек была пожилая наставница, которая учила их исконно женскому ремеслу.

Матушка Евгения:

– Я не рукодельница совсем. У матушки была традиция: она ставила большой таз с водой и всем, кто приходит, мыла ноги. Ты садишься, она тебе моет ноги. Ей не нужно было наше шитье. Она специально резала какие-то ткани, чтобы нас, девочек, научить рукоделию. Она проверяла, чтобы были ровненькие стежки. Я так не умела, она говорила: «Давай еще раз распорем, давай поучимся». Я думаю: «Да сколько же можно?» Ничего, зато хоть немножко научилась шить, но только для себя.

Учеба в лавре помогла ей прочувствовать всю глубину, красоту и значение молитвенного пения. За это матушка Евгения благодарна Вере Сергеевне Павловой, преподавателю церковного пения регентского факультета Московской духовной академии.

Матушка Евгения:

– Она всегда учила, что служба – это все, что мы можем сделать для Бога. Спеть хорошо. Она очень строго нас учила, чтобы мы готовились к службе. Все делились на клиросы, было три хора, нужно было стоять очень ровно, даже в мыслях не было, чтобы сидеть. Стоять как свеча.

Воспитанницы регентской школы пели в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Там с ней и познакомился студент третьего курса Московской духовной академии Владислав Форкавец.

Иерей Владислав:

– Многие поступали, не зная, что их ждет. Я жил в священнической семье, знаю, что такое труд священника, понимал, что не все женщины могут выдержать, выстоять в той или иной обстановке, в которой может оказаться священник. Она, не задумываясь, сказала: «Я готова на все трудности вместе с тобой».

Матушка Евгения:

– Меня поразила глубина его веры. Он был хорошо воспитан, уважительно относился ко всем, ко мне. Он сам взял меня за руку – и всё. В регентской школе были такие правила, что замуж можно было выходить только после Святок третьего курса. Мы с батюшкой познакомились практически сразу, на первом курсе, и через год хотели пожениться. Отец Макарий сначала сказал: «Конечно, можно». Но когда подходило время к свадьбе, он говорит: «Нет, давай еще поучимся».

Между тем вся семья ждала, собиралась в дорогу к назначенному торжественному дню. Тогда Владислав и Евгения решили совершить паломничество в Покровский Хотьков монастырь, помолиться родителям преподобного Сергия Радонежского.

Матушка Евгения:

– Такая мысль была: «Господи, на все Твоя воля. Хорошо бы, чтобы ничего не менять, пожениться, как мы задумали». Я очень молилась: «Если все сложится, как мне хочется,  своих детей обязательно назову в честь преподобных Кирилла и Марии».

Все сложилось чудесным образом: и свадьбу переносить не пришлось, и сына, первенца, назвали Кириллом. Вскоре в Троице-Сергиевой лавре владыка-ректор рукополагал отца Владислава в священство. Взволнованная и счастливая матушка Евгения в тот момент в полной мере осознала, что и она духовно родилась.

Матушка Евгения:

– В нашем лице – Русская Православная Церковь, наша вера, религия для моих невоцерковленных родственников, они говорят: «Мы на вас смотрим и всё понимаем».

Гефсиманское Черниговское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры – там после рукоположения отец Владислав начинал служить. Успенский храм в Челюскинском – второй храм в его жизни и первый в настоятельском служении.

Матушка Евгения:

– Строительство храма – это отдельная история, потому что это сложно, наверно, только Господь благословляет, помогает и укрепляет. В этом больше всего искушений, а так – все, слава Богу, живы-здоровы.  

У отца Владислава и матушки Евгении семеро детей. После Кирилла родилась дочь, которую, как и обещали Господу, назвали Марией. Потом в семью пришли Симеон, Сергий, Иоаким, Анна, Стефан.

Матушка Евгения:

– Первое время было сложно, когда они все были маленькие, когда у меня было три ребенка. Дальше старшие подросли – они у меня большие помощники, не знаю, что бы я без них делала. Кирюша и Маша – это две мои руки, они во всем помогают. Даже в воспитании детей, иногда я не могу справиться с малышами, Маша подходит, забирает ребенка, смотрю: он тихо, спокойно себя ведет. Она подготовлена к жизни, будет хорошей мамой.

Рядом – всегда родители матушки Евгении, друзья, прихожане. Старшие сыновья помогают отцу Владиславу в алтаре, а дочери – маме, когда она помогает папе – поет на клиросе.

Матушка Евгения:

– Самое важное – старших воспитать, дальше старшие подсказывают: «Мам, надо построже». Они показывают пример. Я себя в семье ощущаю, наверно, старшим ребенком. Все трудности отец Владислав берет на свои плечи.

Иерей Владислав:

– Утешение от нее. Видимо, Господь компенсирует все наши нужды через близких, родных.

Да, современному человеку бывает трудно понять, что такое послушание, в чем оно состоит. На самом деле ответ очень прост – это слушать и слышать людей, которые рядом, которые учат принимать и любить Бога, а по жизни идти с послушанием Ему.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 21:30
  • Пятница, 10 мая: 13:15
  • Пятница, 10 мая: 23:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать