Чувашские села Тойси и Старое Ахпердино – соседствуют. Между ними всего два километра. Оба села – родные для протоиерея Николая Маркова и его жены, матушки Елены. В Старом Ахпердино их дом, в Тойси – храм, который отец Николай начал возводить с нуля тридцать два года назад, практически сразу после иерейской хиротонии и назначения настоятелем Троицкого прихода в этом селе.
Протоиерей Николай:
– Я поехал к владыке Варнаве, говорю: «Владыка, благословите строить храм». Он посмотрел (я тогда был молодым батюшкой, двадцать семь лет), говорит: «Деньги есть?» Я говорю: «Денег нет». – «А как будешь строить?» – «С Божьей помощью. Вашими молитвами будем строить храм». И начали.
Храм заложили 2 июня 1992 года, а в 1999-м владыка Варнава освятил центральный престол. После его благословения большое строительство храма продолжилось. Сейчас здесь три престола.
Матушка Елена:
– У нас чувашское село, чувашский приход, чувашский батюшка. В город я не езжу сейчас – даже не хочется, привыкла.
Матушка Елена родом из соседнего Яльчикского района. Там она родилась и жила до восьмого класса. Время было советское, в пространстве безбожия страна строила коммунизм, но верить в Бога люди не переставали.
Матушка Елена:
– Бога не знали, хотя у меня мама была верующая, нас учила. Молитву мы знали, но Кто такой Бог – не знали, не было никакой литературы. Раньше нельзя было в школу ходить с крестиком. Днем крестики снимаем, вечером мама проверяла у всех: «Надевайте крестики». Мы всегда надевали. Молитву «Отче наш» мы знали. Нас было пятеро детей. Мама требовала, чтобы все знали молитву.
После восьмого класса Елена поступила в Канашское медицинское училище. Признается, в церковь тогда не ходила, про Бога забыла, но Бог про нее не забыл.
Протоиерей Николай:
– В седьмом классе мне еще не исполнилось четырнадцать, кому исполнилось – брали в комсомол. Я хотел стать комсомольцем, мне сказали: «У тебя день рождения будет летом, тебя не берем». Мы с одноклассниками поехали на велосипеде вечером на Пасху в храм. На следующий день после Пасхи, во вторник, была линейка, нас выставляют и говорят: «Вы были в храме. Нельзя ходить в храм». В восьмом классе мне исполнилось четырнадцать, спрашивают: «Будешь вступать в комсомол?» Я говорю: «Не буду вступать». – «Почему?» – «Лучше я не буду вступать в комсомол, а буду ходить в храм».
Николай занимался бегом, участвовал во всероссийских соревнованиях, отслужил в армии – три года в морфлоте. После демобилизации уехал из села в Чебоксары и там, буквально на третий же день, познакомился с Еленой.
Матушка Елена:
– Он в Чебоксарах работал на заводе. Я жила в Чебоксарах, шесть лет работала детской медсестрой в роддоме.
Познакомились они на свадьбе друзей, и с того дня Николай уже не отпускал Елену из своего сердца.
Матушка Елена:
– Я знала, что он меня любит. Через полгода мы уже поженились. За то, что он меня сильно любит, я вышла за него замуж.
В Введенский кафедральный собор Чебоксар Елену привело драматичное событие. В селе, где она выросла, сгорел родной дом. Родители остались на пепелище. Со временем они переехали в то же село, где жили дочь и зять, но и тогда переживать потерю было мучительно больно.
Матушка Елена:
– Нам после церкви так хорошо становилось, что мы с Колей (батюшкой) как будто летали на крыльях. «Коля, – говорю, – мне так нравится в церкви. Становись батюшкой. Это возможно?»
То, что Господь призывает к служению в Церкви, отец Николай почувствовал еще в конце восьмидесятых, когда предложил владыке Варнаве свою помощь в епархии, и позже, когда вместе с Еленой начали посещать Дивеево, оказывать посильную помощь возрождающемуся монастырю.
Матушка Елена:
– Мы там бываем как будто на небе – всё забываем. Переезжать отсюда нам не хотелось. Господь все показывает первое время.
А потом было откровение во сне, после которого Николаю стал понятен их с женой дальнейший путь.
Протоиерей Николай:
– Я работал на заводе, мне предлагали хорошую работу и должность, квартиру обещали. Я говорю: «Мне ничего не надо». Мы всё оставили и приехали сюда.
Матушка Елена:
– Мне говорили на работе: «Лена с ума сошла, в Бога верить начала». Отправилась я с ним в Шумерлю учиться. В Шумерле был отец Силуан, у него учились, практиковались несколько месяцев те, что хотели стать батюшками. Мы даже целый круг не прошли, уже рукополагали.
Время было такое – начало 90-х. Церкви открывались, священников не хватало. Отца Николая рукоположили в дьяконы 13 октября, а на следующий день – 14-го – в иереи. Вскоре после рукоположения в Введенском соборе владыка Варнава отправил новопоставленного священника в другое село, но его судьбу решили верующие из Тойси.
Матушка Елена:
– Отсюда собрались женщины – у них открыли молитвенный дом (без нас). У них батюшки не было. Они поехали к владыке Варнаве, говорят: «Из нашего села есть батюшка, учился, сейчас он в Байгулове, отправьте его к нам».
Протоиерей Николай:
– Я здесь родился, вырос, всех знаю, у кого какой характер. Они тоже меня знают. Плохих я не вижу, ко мне они хорошо относятся, слава Богу – помогают, слушаются.
Матушка Елена:
– Тогда народ горел без Церкви. Очень много народу ходило в храм – эти бабушки сейчас умерли. Как они все помогали – кирпичи таскали, и деньгами, и продуктами – построили храм. Я думала: если он батюшкой стал, матушка должна обязательно с ним в церкви работать, служить, поэтому пришла с ним в церковь, все бросила. Потом мне пришлось все самой изучать – я самоучка. Петь не умела, в церковь ходила и все записывала, что батюшка говорит, что поют. Всю службу записывала – так училась.
Перед каждой службой матушка Елена ездила за много километров в село Хормалы к духовнику семьи батюшке Серафиму.
Матушка Елена:
– При нем были матушки – Екатерина и Варвара. Они со мной всю ночь сидели – учили читать, петь. Есть гласы на каждую неделю – восемь гласов, много всего. Села на автобус, уснула и все забыла, а на следующий день мне надо петь. Я во сне вспомнила – пела и проснулась. Несколько раз так было. Я старалась, и Господь мне очень помогал – я это чувствовала наяву.
В назначенное Господом время в семье отца Николая и матушки Елены появились на свет сын Антоний и дочь Ангелина. Они с первых шагов знали дорогу к храму.
Матушка Елена:
– На табуретках в доме молитвы они росли, спали.
Сын Антоний прожил в этом мире всего двадцать один год. Он занимался спортом, помогал отцу в храме, учился в юридическом, чтобы с хорошим образованием потом поступить в семинарию. Он любил Бога, друзей, родителей и саму жизнь, но восемь лет назад разбился на машине рядом с храмом.
Матушка Елена:
– Это было ночью. Он сказал: «Я поеду сейчас к друзьям и быстро вернусь домой, потому что мне завтра нужно помогать отцу служить». Он помогал при церкви. Невыносимо это горе пережить, но внутри что-то успокаивает. Сына Господь забрал, но я никогда не говорила: «Почему? Как мне теперь без него жить?» Это Господь знает, потому что Господу виднее. Мы тоже скоро туда отправимся – встретимся там. Это же маленькая разлука на недолгое время.
Потеря близкого человека – всегда испытание веры. Потеря ребенка, единственного сына, – самый трудный Божий экзамен. Некоторые друзья Антония отошли от Церкви, не смирившись с утратой.
Матушка Елена:
– Кому как, наверное, не знаю. А нас эти беды еще больше укрепляют в вере. При страданиях еще больше начинаешь молиться. Всегда спрашивают: «Как ты это терпела?» Не знаю, как терпела, – я с Богом. Я говорю всегда: «Слава Богу! Я Тебя знаю! Мне с Тобой легче. Ты Мне помоги». Вот так.
Служение помогает справиться с болью, а также труд. При Троицком храме участок в полтора гектара. Сами выращивают картошку, овощи, корнеплоды. Что-то продают, а деньги – на обустройство храма.
Протоиерей Николай:
– Некоторые прихожане приходят, ночуют у нас неделю. Например, на Великий пост – первая и последняя седмицы – приезжают из соседних районов ночевать, мы их кормим.
У отца Николая есть еще мастерская по изготовлению куполов. Начать свое дело заставили обстоятельства.
Протоиерей Николай:
– Когда этот храм построили, надо было делать купол, но это было очень дорого. Мы решили всё сами сделать. Сами попробовали – у нас все получается. Это было в 1998 году. Центральный трехметровый купол мы сами делали.
Купола, выполненные в этой мастерской, украшают храмы Чувашии, других регионов, даже Южной Америки. Матушка Елена продолжает петь на клиросе и много времени уделяет духовному воспитанию местных детей. Приход организует для них красивые праздники – «Пасхальная радость», «Рождественская звезда».
Матушка Елена:
– Мы хотим, чтобы они с малых лет знали молитвы, понимали что-то про Бога, а потом все само собой придет. Сюда приводят много детей из детского сада, их причащают, раздаем им на Пасху красные яйца, конфеты. Крестным ходом идем, они кричат: «Христос воскресе!»
Радость и награда для отца Николая и матушки Елены – семья дочери Ангелины, две внучки.
Протоиерей Николай:
– Когда с работы приходишь, бежит внучка и кричит: «Деда, деда». Это самое приятное.
Да, крест священнический нелегок, но если батюшка и матушка пронесут его вместе, то, несмотря ни на какие события в жизни, Господь укроет их Своей благодатью.
Матушка Елена:
– Сколько людей на земле, столько крестов. Нам какие-то подвиги не надо совершать, только данный Богом крест мы должны нести до конца.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!