Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Время движется к обеду, пора приниматься за его приготовление. Семья большая, маме надо помочь, младшая Вивея берется за это охотно и, главное, умело, несмотря на свои четыре года. Впрочем, дел-то – картошку почистить! Малышка с трех лет блины печет – мама научила. Дом, заботы по хозяйству, дети, рукоделие – это маленький мир мамы. Домоседка – так можно сказать о матушке Екатерине, жене иерея Алексея Лебедева, настоятеля Свято-Троицкого храма села Черноусово Свердловской области.
Матушка Екатерина:
– Мне хорошо, когда тихо, спокойно, но гостей я тоже люблю. Самой в гости мне собраться тяжело.
Матушка Екатерина говорит, что с детства такая, а детство ее прошло в удмуртском селе Завьялове недалеко от Ижевска. Игры с друзьями, подружками, горка зимой, речка летом – все это было, но было и желание уединения.
– Домашняя, тихая, не любила с подружками куда-то ходить. Была, по-моему, один раз на дискотеке – не понравилось. Надо мной смеялись, что в храм ходила.
Крестили Екатерину в детстве, но в храм пришла, когда училась в старших классах школы. К тому времени в их селе вновь открыли Никольскую церковь, пострадавшую в советское время.
– Мы, прихожане, ее восстанавливали, кирпичи носили на колокольню, как блаженная Ксения: цепочкой выстраивались и с улицы поднимали наверх.
Мама работала в трапезной. Трое детей забегали к ней и незаметно привыкали быть при храме. Здесь, под его куполом, рядом с мироточивым образом святителя Николая, было хорошо и спокойно.
– Такое язычество в Удмуртии, вера в приметы! До сих пор сильно чувствуется. Из-за этого тяжело было.
Тем не менее в Завьялове она выросла, получила образование, начала работать и однажды увидела объявление о большом крестном ходе, организованном протоиереем Александром Петропавловским, священником Пермской епархии.
– Из Екатеринбурга в Дивеево, несколько тысяч километров. Потом был крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье и из Екатеринбурга на Куликово поле.
В Ижевске Екатерина присоединилась к крестоходцам, которые держали путь в Дивеево. Этот крестный ход продолжался полтора месяца. Были дни, когда проходили по шестьдесят километров, с Иисусовой молитвой это оказывалось по силам.
– Увидели разные храмы, где-то разрушенные, где-то восстановленные, посмотрели Россию, какая она. Идешь, любуешься природой. Дороги бывают такие, что месишь грязь или в пыли через поля идешь. По асфальту тяжелее идти, хорошо – когда дождь. Я ни о чем не просила в первый крестный ход, просто шла и молилась.
Иерей Алексей:
– Мы познакомились в первый крестный ход, пообщались и только на третий год увиделись.
Отец Алексей родом из Свердловской области, в Церкви с раннего детства. Мамина мама (бабушка Надежда) – семейная молитвенница – брала его на богослужения.
– В храме она меня пустила только до дверей: «Ты некрещеный, тебе нельзя, потому что там служба идет. Можешь здесь бродить, но в храм не заходи».
Ему очень хотелось зайти в храм, но крестился только после армии в память об ушедшей бабушке. Алексей тогда был в поисках истины, которую в 1990-е годы искали многие. В мутной волне псевдосвободы захлебнуться было легко, но именно в этот критический момент в руки молодому человеку попала православная литература. Это был переворот в сознании: кто я? куда иду? – такие вопросы он мысленно задал Господу.
– Самый главный момент, который мне Господь тогда открыл, – будто на весах вижу: добрых дел у меня – пробка от бутылки подсолнечного масла, а грехов – тайга. Обыкновенный молодой человек, никого не убил, ничего такого вроде не сделал. Но двадцать пять лет прожиты впустую: хороший человек, а толку нет. Первый раз к Богу обратился от всей души: «Господи! Делай со мной то, что Тебе нужно, потому что я не могу много суток не спать». Заснул, а наутро было состояние непередаваемое, как апостол Павел говорил: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. От радости просто разрывало на части, в солнечном сплетении как будто солнце горит, только не свет, а радость.
Радость вскоре растворилась, как обычно бывает, и в храм молодой человек пришел еще спустя шесть лет. В Екатеринбурге безуспешно искал работу, пока не помолился святой великомученице Екатерине, а дальше Господь взял за руку и повел. Алексей познакомился со священником, стал помогать ему и остался при храме. В первый, Дивеевский, крестный ход пошел, чтобы разобраться в себе и понять, как жить дальше. Девушку из Ижевска заметил сразу, но любовь в его планы тогда не входила. Спустя два года они встретились на крестном ходе по маршруту Екатеринбург – Куликово поле.
Матушка Екатерина:
– Тут уже начал: где-то цветочек подарит, где-то книжку. Там больше парни и девчонки дружили. Пока идем – молимся, на привале – сидим, общаемся, потом дальше идем.
После этого крестного хода они периодически созванивались, а через пару месяцев Алексей приехал со своим духовным наставником свататься.
Иерей Алексей:
– Сердце легло, захотел – поехал.
Матушка Екатерина:
– Крестный ход – и в ноябре, через три месяца, мы венчались. В сентябре они к нам приехали, 4 октября я – сюда, и в следующем месяце поженились.
С замужеством исполнилась давняя мечта Екатерины – переехать в Екатеринбург. Молодой муж трудился в то время в Свято-Троицком храме на окраине города.
– Он там и сторожем был, и истопником, и чтецом – помощником незаменимым у батюшки. А там к храму пристроена воскресная школа, дальше – крестильня, трапезная и еще два помещения – кочегарка и комната сторожа. Там мы жили, холодильник поместился, диван. Когда Серафим родился, диван пришлось сложить, кроватку маленькую поставить.
Вскоре после рождения Серафима отец Алексей был рукоположен в священники. Таинство прошло в 2007 году на Светлой седмице в храме Рождества Христова. Осенью состоялась иерейская хиротония, и новопоставленный священник с семьей отправился к месту служения в город Талицу за двести километров от Екатеринбурга.
– Мне там нравится храм, приходишь – и на душе легко, хорошо становится. В Талице, пока на съемной квартире жили, родились Илюша, Настя, потом мы купили дом, и Александра родилась. Уже чувствовалось свое жилье, спокойно было.
Младшая Вивея появилась на свет, когда семья переехала в Черноусово. Своим необычным именем девочка обязана маме.
– Я предыдущих девчонок по-другому хотела назвать, но батюшка сказал: «Нет». Настя в животе кувыркалась, такая живая была, неспокойная. Какая, говорит, там может быть Соня, если это Настя?! Она родилась в день рождения царской дочери Анастасии – и назвали Настя. Александру хотела Ариной назвать. Батюшка – ни в какую. Долго думали, месяц не называли, потом уже надо документы получать, торопят. Я говорю: «Ладно, нехорошо, наверное, если два имени будет у ребенка». Арина ведь не православное имя. Раз уже с царских мучеников начали, пусть будет Александра. А Вивея – захотелось чего-то интересного, необычного.
Их дом в прямом смысле – семь-я. Каждый день – круговерть забот, такая знакомая всем многодетным мамам. Выходя замуж, Екатерина была к ним готова физически: мама научила шить, вязать, готовить, работать на земле. Но уже начало семейной жизни показало, что этого мало.
– Трудно было, потому что нужно себя заставлять слушаться. Не очень получается. Мы оба вспыльчивые. Он быстро отходит, я нет. Мне надо подуться, обдумать это все. Хочется, чтобы по-моему было.
Иерей Алексей:
– Лукавый все равно найдет лазейку. Господь не зря говорил: …враги человеку – домашние его. Я раньше не понимал, а потом понял простую истину: лукавый действует через человека, который рядом с тобой.
Но ведь и ближнему тоже непросто: усталость, раздражительность, матушки ведь живые люди. Важно, как семья справляется с такими моментами.
Матушка Екатерина:
– Я жития святых читала в детстве, там прописано, что другое качество должно быть у женщины.
Иерей Алексей:
– Научить человека нельзя – можно научиться. Если есть желание что-то изменить, тогда имеет смысл прикладывать усилия: где-то промолчать, где-то выслушать, иначе человек может уйти в себя, и вопрос вообще не решится.
Матушка Екатерина:
– Бывает трудно, у любой семьи бывают проблемы, зато при храме спокойно.
Часто проблема уже и не кажется таковой, когда обращаешься к Богу. Только Ему матушка Екатерина может рассказать все, открыть сердце, а ответом станет тишина и мир в душе. Рукоделие для нее – и отдых, и творчество, и воспитание. В храме она ведет воскресную школу, которая несколько отличается от традиционной.
– Надо было подготовиться к празднику, потом – к следующему. Подарочки прихожанам делали, поделки на ярмарки. И все у нас потихоньку превратилось в творчество – вся воскресная школа.
Дети отца Алексея и матушки Екатерины тоже творческие. Мальчики лепят, конструируют, девочки вяжут, шьют, танцуют.
– У меня все дети хотят хорошо рисовать. На Серафима смотрят: почему у него получается, а у них нет? Все любят рисовать. У нас целые стопки рисунков. Рисуют часто, дарят маме и всем.
Дети растут при храме, знают силу молитвы – главного чуда Божьего в повседневности.
– Батюшка едет домой в сильный снегопад, в пробке стоит, просит: «Пускай дети помолятся». Встаем, молимся – звонит: «Все хорошо, метель кончилась, еду». Батюшка просит помолиться, я детям каждый раз говорю: «Детская молитва к Богу быстрее доходит, давайте за папу молиться». Когда папа уезжает, они сразу за него молятся.
И за маму тоже молятся. Она для них – центр жизни, они – для нее. Цыплята – любимчики всей семьи, особенно Вивеи. Их завел отец Алексей для своей хозяйственной жены. Теперь у матушки не пятеро детей.
– С ними как с ляльками: шесть раз в день накормить, убрать за ними, встаешь в шесть часов. Сегодня даже в три часа разбудили, есть захотели. Не думала, что с ними так сложно.
Но сложности тоже нужны и важны. В жизни матушки Екатерины их хватает: семь операций под общим наркозом, что порой сказывается на самочувствии, переходный возраст старших детей не за горами, проблемы со здоровьем у младшей дочери.
– Чтобы не расслабиться совсем и не было все гладко. Царство Небесное трудом берется.
Ей бывает сложно сказать о своей любви, справиться с собой, быть нежной, но мы все разные, хотя дети одного Отца, а значит, в каждом из нас по-своему проявляется Его безусловная любовь, бесконечная, как Он Сам.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство со священниками и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!