Воскресные беседы. Успение Богородицы

3 сентября 2023 г.

— 28 августа — праздник Успения Пресвятой Богородицы. Его еще называют Богородичной Пасхой, и не только потому, что Успение ­— главный праздник, посвященный Божией Матери. Дело в том, что на Успение сердце каждого православного человека ощущает какую-то особую, сверхъестественную благодатную радость, сродни такой, какую мы бываем способны ощущать в день Пасхи Христовой. Это ощущение не что иное, как радость вечной жизни. Успение Богородицы, как и Пасха, пожалуй, два особых дня, когда перед религиозным, а иногда и не очень религиозным человеком по-особому раскрывается вечность. Наш ум и сердце утверждаются в уверенности о вечном бытии человека, о грядущем Царствии Небесном.

Нет ничего общего между представлениями о смерти как о завершении жизни человека, уничтожении, небытии и торжественным, радостным праздником Успения как встречи живой души с живым Богом. Успение учит нас правильному, христианскому отношению к смерти. Конечно, тяжело и скорбно терять близких людей, но нужно держать себя в руках, не позволять, чтобы отчаяние овладело душой в минуту потери близких. Сколько раз, совершая отпевание усопшего в храме, я ловил себя на мысли, что священнику бывает как-то неловко, если в церкви с кем-то из близких покойного случается настоящая истерика, если горе близких безутешно, а в душе и глазах у них такая скорбь, такое отчаяние, что это затмевает все вокруг. Мне в таких случаях всегда хочется остановиться, прекратить службу и сказать: «Послушайте, православные, для вас же только что было прочитано Священное Писание, послание апостола Павла к Солунянам: Не скорбите, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, и умерших в Иисусе Бог  приведет с Ним (1 Фес. 4, 13—14). Не скорбите!»

Когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы ни было глубоко наше горе, как бы ни разрывалась наша душа, мы должны перекреститься и сказать: «Да, Господи, меня постигло большое горе, но я радуюсь, что живая душа любимого мною человека удостоилась сегодня предстать перед Тобой».

«Тихим успокоением уснула Богородица. Облачком Вечерним, розовеющим в лучах Солнца-Христа, уплыла душа Ее в бездонную синеву неба. Как жаждала Дева этого дня успокоения, как пылала душа Ее, вожделевая Господа!» — напишет в своей поэтической проповеди на Успение еще молодой священник Павел Флоренский.

Согласно историку Евсевию Кесарийскому, Мария покинула земной мир в 48 году по Рождестве Христовом, то есть более 15 лет Она провела среди учеников Спасителя после смерти и воскресения Ее Божественного Сына. Она была нужна первой христианской общине, во многом Ее трудами устроялась Церковь Христова. Мы видим Ее рядом с апостолами в важнейшие моменты церковной жизни, например, в период между Вознесением и Пятидесятницей. Долгие годы Она оставалась главной и важнейшей свидетельницей спасительных событий, описанных в Евангелии. Много раз Она посещала места земной жизни, проповеди, страданий Своего Сына, всей душой стремилась к Нему, и вот наконец этот день настал.

В Евангелии сказано, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного на искупление грехов, на крестные муки, но мы помним, что, истекая кровью на кресте, Сын Божий соединил Свою Пречистую Матерь со всем человечеством, представленным в лице апостола Иоанна Богослова. Обращаясь к Марии и указывая на Иоанна, произнес: «Се, сын Твой». Обращаясь к Иоанну: «Се, Матерь твоя». Можно сказать, что Спаситель усыновил все человечество Своей Матери, а это означает, что Он дал Своей Матери особое сострадательное сердце, благословил мечу скорби пронзить Ее сердце, которое печалится и скорбит за всех. «Поистине мы куплены дорогой ценою» — так восклицает апостол Павел в Послании к Коринфянам. За возможность общения с Богом, за спасение заплачена дорогая цена, эта цена есть Кровь Христова, страдания Сына Божия, но не только. Нравственные страдания Марии об усыновленном человечестве также входят в эту дорогую цену.

В церковном Предании сохранились рассказы о Деве Марии. Вот, например, что говорит святой Епифаний Кипрский. «В Ней не было никакой гордости, а простота без малейшего притворства. Не было никакой изнеженности, а во всем — совершенное смирение».

А вот свидетельство Амвросия Медиоланского: «Сердце Ее было полно смирения; в словах Она была богомудренна, в разговорах не скора; всегда занята чтением; в трудах бодра, в беседе целомудренна, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Она никого не обижала, напротив, желала всем добра, никого не презирала, даже и самого убогого человека; ни над кем не смеялась; во всем видела только добро».

Историк Никифор Каллист приводит такое свидетельство о Марии: «В каждом деле Она была исполнена кроткой важности и постоянна. Говорила очень мало, только о нужном и о добром, и слова Ее были сладостны».

На Кипре, на Афоне бережно сохраняли предание о единственном морском путешествии Марии. На острове Кипр нес послушание епископа святой Лазарь, тот самый брат мироносиц Марфы и Марии, которого Господь Иисус Христос воскресил из мертвых накануне входа в Иерусалим. Лазарю очень хотелось повидать Матерь своего Божественного друга и благодетеля, но он боялся преследований иудеев, не решался поехать в Иерусалим, где Мария проживала. Проведав о его желании, Матерь Божия уже на склоне Своей земной жизни садится на корабль и предпринимает опасное морское путешествие. По пути буря прибивает судно к берегам Святой Горы Афон, где через много лет процветет православная монашеская республика. Наконец Мария достигает Кипра и в память о Своем посещении оставляет в дар Лазарю облачение для совершения Божественной службы, которое изготовила Сама: омофор и поручи.

Богородица заранее получила известие о Своем скором отшествии из земного мира, как и некогда, в день Благовещения, Ей явился Божий посланник, Архангел Гавриил. «Радуйся!» — вновь было его слово. И с великой радостью стала готовиться Пречистая Дева к Своему преставлению. «Не скорбите!» — утешала Она апостолов, которые на протяжении многих лет взирали на Нее, как на Самого Христа.

Об обстоятельствах кончины земной жизни Богородицы Священное Писание нам ничего не говорит, однако мы имеем замечательный поэтический богослужебный текст праздника Успения, многие песнопения которого знаем наизусть с самого детства. Лично на меня в юности всегда производила неотразимое впечатление Успенская служба в женском Пюхтицком монастыре в Эстонии. Эти тексты основаны на так называемых апокрифических повествованиях, подписанных именами христианских авторов. Всего таких древних рукописей известно порядка 70, все они единогласно свидетельствуют о том, что тело Богородицы было сверхъестественным образом вознесено Господом на небо.

Процитирую выдающегося историка VI века святителя Григория Турского. «Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по Божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее Архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась».

На канонических иконах Успения Богородицы всегда в центре, чуть сзади, над одром, где лежит Мария, можно видеть сошедшего с небес Иисуса Христа, принимающего на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта душа изображается в виде новорожденного младенца, окутанного белыми пеленами. Образ того, что смерть каждого человека в христианстве мыслится как рождение в вечную жизнь.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать