Воскресные беседы. Священномученик Афанасий Брестский

12 ноября 2023 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

– На юго-западе Белоруссии, на границе с Польшей, расположен славный город Брест. Благодаря подвигу защитников местной крепости, принявших на себя первый удар немецко-фашистских полчищ и сопротивлявшихся им почти целый месяц, имя этого города хорошо знают в Европе.

Брест – город древний. Первое летописное упоминание о нем относится к 1017 году. Город чтит своих святых небесных покровителей. В Белорусском экзархате Русской Православной Церкви отмечают память духовного покровителя Бреста священномученика Афанасия (Филипповича).

В середине XIII века на просторах Восточной Европы образовалось мощное государство – Великое княжество Литовское. В XVI веке в него входили земли всей нынешней Белоруссии, практически вся Литва, Эстония, Латвия, большая часть Украины, а также российские города Смоленск, Брянск, Курск. Подавляющее большинство жителей княжества Литовского издавна исповедовали православную веру, но во второй половине XVI века произошло страшное несчастье. Сначала в 1569 году в Люблине было подписано политическое соглашение между Литвой и Польшей о создании федеративного государства – Речи Посполитой. А в 1596 году в Бресте была заключена так называемая церковная уния, и значительная часть православного епископата, духовенства отошла от православия и присоединилась к Римско-Католической Церкви. Начались попытки насильственного обращения остального, коренного населения в католическую веру, систематические гонения на православных, временами принимавшие ужасный, кровавый характер.

Можно предположить, что Афанасий родился как раз в год подписания Брестской унии, в белорусской православной семье. Он получил прекрасное образование; по всей видимости, окончил и православное, и католическое учебные заведения. Его перу принадлежит замечательное произведение, подлинное сокровище белорусской литературы, так называемый «Диариуш» – дневник, который содержит бесценные исторические сведения. Его можно рассматривать как шедевр мемуаристики и богословской полемики тех лет.

Государственный канцлер Речи Посполитой Лев Сапега, главный идеолог интервенции польских войск в русское царство, пытался использовать таланты Афанасия в своей грязной политической игре. Афанасия наняли учителем к очередному самозванцу, которого выдавали за чудом спасшегося царевича Ивана, сына Лжедмитрия II, и намеревались посадить на московский престол, устроив новую смуту. Семь лет Афанасий воспитывал молодого поляка, пока наконец не раскусил подлог Сапеги. В 1627 году он оставляет службу при дворе канцлера, разочаровывается в суетных делах мира сего и постригается в монахи в Виленском Свято-Духовом монастыре.

В 1633 году мы видим Филипповича уже в сане иеромонаха и наместника одного из монастырей города Пинска. Монастырь пытаются захватить католики. Три года игумен ведет упорную, но безуспешную борьбу с представителями могущественного дворянского рода Радзивиллов, убежденных католиков, которые в конце концов изгоняют православных из обители.

Афанасий переходит в Купятицкий Введенский монастырь, пытается поправить дела в этой обители, ищет помощи и однажды удостаивается особого видения, слышит голос Пресвятой Богородицы: «Царь московский построит Мне церковь. Иди до него».

Вообще дневник святого Афанасия наполнен рассказами о чудесных видениях, откровениях свыше. Подвижник живет, вовсе не ощущая грани между небесным миром и земным.

Послушавшись небесного повеления, иеромонах предпринимает длительное путешествие в Москву. Весной 1638 года он передал прошение царю Михаилу Феодоровичу о помощи Купятицкому монастырю, а также подарил государю русскому список чудотворной иконы. Это прошение написано в оригинальной поэтической форме, но оно очень важно по содержанию. Подвижник описывает в нем страдания православных и призывает православного царя объявить войну Речи Посполитой для защиты православной веры. Царь милостиво принимает Афанасия, жертвует ему щедрые дары, но на войну он не согласен, Москва еще слабая, только четыре года назад наконец-то подписан с Речью Посполитой Поляновский мир, по которому король польский, великий князь Литовский Владислав IV отказался от попыток занять московский престол. Но мы видим, что сам-то он отказался, но попыток завладеть Москвой через своего ставленника не оставлял.

В 1640 году Афанасий становится настоятелем Свято-Симеоновского монастыря в Бресте. Восемь лет церковной деятельности в этом городе будут ознаменованы нескончаемой суровой борьбой за сохранение православной веры, святых храмов, страданиями, арестами, наконец – мученической смертью. Афанасий ездит в Варшаву на заседание высшего сословно-представительного органа Речи Посполитой – генерального сейма. Сохранился текст его послания, а также текст его выступлений. Выступая перед королем, он говорит: «Наияснейший король польский, господин мой милостивый! Мы терпим несносную кривду; вот уже около пятидесяти лет вера православная и Церковь Греческая Восточная под вами, христианскими панами, в королевстве Польском в угоду проклятой унии терпит чрезмерные притеснения».

Три раза отца Афанасия арестовывают, он сидит в польской тюрьме. В июне 1645 года Афанасий пишет наиболее обстоятельную записку-мемориал, которая вручается польскому королю. В ней настойчиво предлагается единственно правильный путь мирного сосуществования православной и католической веры в Польско-Литовском государстве, который заключается в отказе от попыток насильственного перевода православных в католичество посредством унии. Содержатся требования прекратить гонения на веру.

В духе полемики того времени защитник православия не скупится на суровые слова. Он пишет: «Уния – дело, проклятое Богом, если ее не истребите в своем государстве и Православной Восточной Церкви не умирите, то навлечете на себя гнев Божий». История доказала правоту Афанасия.

Примечательно, что со временем, уже в XX веке, сознательные, образованные католики полностью отказались от политики обращения православных в католицизм посредством унии, и эта позиция нашла свое отражение в голландской декларации, подписанной в 2016 году на исторической встрече папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Цитирую декларацию: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».

Бескомпромиссная позиция игумена Афанасия вызывала ненависть властей, было принято решение с ним расправиться. В июле 1648 года, после совершения Божественной литургии, Филипповича арестовали. Его обвинили в связях с восставшими православными казаками, в частности с Богданом Хмельницким. Возвели на него обвинения, что он, дескать, организовывал поставки пороха казакам. Эту вину доказать не удалось.

А свидетельствовать против унии он продолжал – честно, мужественно, открыто, и перед судьями, и перед католическими монахами, епископами, государственными деятелями. К мужественному игумену применялись пытки, его жгли огнем, наконец вынесли смертный приговор, и в ночь на 18 сентября 1648 года его вывели в пригород Бреста, где и расстреляли. «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть», – заявил святой Афанасий.

Слуга-гайдук, которому выпало исполнить смертный приговор, оказался православным. Он долго медлил, наконец подошел к святому старцу, поклонился, взял у него благословение, испросил прощения – и после этого дважды выстрелил ему в лоб.

Почитание святого Афанасия Брестского как выдающегося защитника православной веры, православного народа началось сразу после его мученической смерти.

Записала Полина Митрофанова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать