Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Но, к сожалению, к Рождеству Христову в последнее время стали как-то привыкать, и в значительной степени этот праздник приобрел потребительский и даже коммерческий характер. В рождественский период в огромном количестве покупают и дарят подарки. Но кто-то сейчас считает, что Рождество – это день рождения то ли Деда Мороза, то ли Санта-Клауса. «В продовольственных слякоть и давка... Хаос лиц, и не видно тропы в Вифлеем из-за снежной крупы», – напишет еще в 1970-х годах об американском Рождестве Иосиф Бродский.
Получила распространение еще и такая точка зрения, что Рождество – это праздник семейной гармонии, домашнего очага, некий день семьи. Но на самом деле все эти представления не имеют ничего общего с настоящим Рождеством Христовым. Они, можно сказать, искажают картину Рождества.
Этот праздник, прежде всего, исторический. В рождественские дни мы вспоминаем совершенно конкретное историческое событие, о котором написали его свидетели, очевидцы земной жизни Иисуса Христа, авторы книг Нового Завета. А косвенное упоминание о Рождестве Иисуса Христа можно найти в трудах светских историков, римских историков Тацита, Плиния Младшего, Светония, иудея Иосифа Флавия, Мары бар Серапиона.
В Священном Писании мы читаем, что многократно и многообразно Бог говорил с людьми через пророков. Но однажды, когда исполнилось время, послал в мир Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Личность Иисуса Христа имеет Богочеловеческую природу, Он в полном смысле слова Бог и в полном смысле слова Человек. Христос не только общался с людьми, говорил с ними, учил их – всё это делали и другие пророки Божии. Христос еще сделал то, что ни одному пророку было сделать не под силу. Он совершил очищение грехов человека Своей Кровью, примирил Бога с человечеством, воссоединил Творца и творение. Поэтому Иисус Христос назван Спасителем мира.
В христианской культуре привыкли к словам: воплощение, вочеловечение, богочеловечество. А если мысленно перенестись в далекие времена, на зарю христианской эры, то станет очевидным: современникам земной жизни Христа было очень тяжело такое событие принять, они не были готовы к этому событию. В силу своих представлений об окружающем мире они даже не могли осмыслить это событие, тем более они не могли выдумать Рождество.
Дело в том, что в античной философии бытовал совершенно определенный взгляд на устроение человека. Говорили, что человек двусоставен, он состоит из тела и души. Душа бессмертна, божественна, неощутима. Тело видимо, ощутимо, ограниченно, смертно. Душа познает, мыслит, запоминает, а тело только препятствует разумной деятельности человеческой души. «Soma-sema», говорили греки, что в переводе означает «тело-могила». Тело – это могильная плита, под которой томится душа человека, тело – это темница, тюрьма, в которой заключена душа человека. Такое состояние для человека неестественно и временно.
Великий философ Платон утверждал, что человеку уготована жизнь в вечности, когда его душа возвратится в сферу чистых идей, а тело должно сгнить в земле. Представить себе, что Бог воплощается в человеческом теле, с точки зрения образованного грека, римлянина, иудея, – совершенно невозможно. Только безумец, человек, лишенный способностей к строгому логическому мышлению, способен так думать, считали греки. У философа Эпикура читаем: «Боги никогда не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными. Ведь став «людьми действительными», боги неизбежно обрекали бы себя на все неудобства, лишения и страдания, которые сопутствуют человеческому существованию».
Нет, в самой глубине размышлений древних мудрецов не могло родиться представление о воплотившемся Боге. Значит, у нас есть все основания предполагать: Рождество Христово – это не выдумка мудрецов, а просто факт истории. Евангелие от Луки сообщает: В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей.
Римский историк Публий Корнелий Тацит также говорит о переписи населения во времена императора Августа. Ему вторит Иосиф Флавий в 17-й книге произведения «Иудейские древности».
Рождество Христово – это событие явное и в то же время таинственное. В мире рождается ребенок, но под покровом слабого младенца скрывается Божество. Замечательный проповедник XX столетия протоиерей Александр Шмеман заметил, что рождественская тайна прежде всего обращена к ребенку. Причем не столько к ребенку как к маленькому человеку, сколько к тому ребенку, который продолжает жить в каждом из нас, взрослых. Ведь ребенок чист душой, открыт к проявлениям святости, действию Святого Духа, ребенок продолжает слышать то, что взрослый уже не слышит, и отвечать на это той радостью, на которую наш скучный, взрослый, усталый и циничный мир зачастую больше не способен.
Рождество Христово – это праздник Богомладенца, праздник детей и таких взрослых, которые сохранили детскую чистоту души. Христос Спаситель Сам предупреждает: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. А апостол Павел раскрывает смысл этих слов: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
Конечно, взрослый не может выбросить тот багаж знаний и опыта, который приобрел за долгие годы. Весь этот багаж остается с ним навсегда, да и не нужно от багажа этого избавляться. Но взрослый может уподобиться ребенку только в одном – вернуть себе детские добродетели души: неспособность ко злобе, чистоту помыслов, стремление к чуду, веру в сверхъестественное, а также доверие к словам учителей. Таким Учителем для нас является Иисус Христос. Христос говорит о Себе, что Он есть путь, Он есть истина, только через веру в Него можно достичь общения с Богом. Он призывает войти в церковное сообщество, в Церковь. Заповедует причащаться Его Тела и Крови. И все эти повеления следует принимать беспрекословно, с полным детским доверием, с радостью, как послушное дитя принимает наставление отца и матери.
В праздник Рождества Христова на какое-то время мы в некотором смысле возвращаемся в наше светлое детство. А если мы детям не уподобимся, то тогда Божественный Младенец родился в Вифлееме не для нас, Он тогда для нашей души не родился. Сербский епископ Николай (Велимирович) обратил внимание на то, что событие Рождества положило начало спасению мира, в котором воцарился Ребенок, Своей слабостью и беззащитностью победивший все силы зла и саму смерть. Это очень верно подмечено. На путях духовной борьбы, на путях исправления своей греховности бесполезно взрослому уповать на собственные человеческие силы, на свою физическую мощь, на свое упорство характера, на свой опыт. Даже, наоборот, все эти качества, ценимые в людях, зачастую мешают идти путем спасения. Кто надеется только на свои силы – терпит полное поражение в борьбе с греховными страстями. Победа над грехом достигается исключительно силой благодати Божией.
А Бог благоволит только тем, кто признает свою духовную слабость, немощь, нищету. Об этом первая фраза так называемой Нагорной проповеди Христа, которую мы поем за каждой литургией: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Желаю всем нам пребывать в светлой радости во все дни празднования Рождества Христова. Христос рождается – радуйтесь! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь духом!
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!