Воскресные беседы. Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)

18 июня 2023 г.

– В феврале 1917 года великий старец монастыря Оптина пустынь преподобный Анатолий (Потапов) посещал в Москве знакомую семью Шатровых. В доме собралось много его духовных детей, в столице было очень тревожно. «Что же будет дальше, батюшка?» – обратились к нему с вопросом. «Будет шторм, – ответил отец Анатолий, – и русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Все же не погибнут. Не бойтесь! После шторма бывает штиль. Щепки, обломки волей Божией соберутся и соединятся, и корабль возродится».

Мы видим, что слова Оптинского старца Анатолия исполнились. Корабль Русской Православной Церкви действительно в первой половине прошлого века был разбит, практически прекратил свое существование. Но уже через несколько десятилетий началось его воссоздание.

О святом подвижнике Оптиной пустыни, память которого наша Церковь отмечает 19 июня, можно сказать, что он был одной из таких драгоценных частей разбитого корабля, вокруг которой в послевоенные уже годы происходило собирание новых христианских общин, возрождение церковной жизни.

Преподобноисповедник Рафаил, в крещении Родион Шейченко, пришел в Оптину пустынь в 1918 году, уже имея за плечами определенный жизненный и профессиональный опыт медицинского работника, военную службу. Ему было 27 лет. Было теплое майское утро. Отец Рафаил вспоминал, что долго стоял у парадной лестницы монастыря, перед святыми вратами, не решаясь войти, понимая, что делает самый важный и решительный выбор в своей жизни, отрекаясь от мира. «Взывала ко мне юность, вопияла плоть и кровь, но душа – она рвалась войти, она была готова на все жертвы труда и подвига, хоть на смерть».

В Оптиной пустыни Родион нес послушание ветеринарного врача, но недолго. Безбожная власть коммунистов объявила войну прославленной Оптинской обители. Уже в 1918 году монастырь практически закрыли, но братия продолжала жить и молиться, как бы опекая устроенную здесь животноводческую ферму.

В 1923 году всех монахов окончательно выгнали. Родион Шейченко поселился на квартире в городе Козельске и зарабатывал себе на пропитание сапожным ремеслом. Гонения не поколебали в нем решимости посвятить себя церковному служению. Кроме того, Родион не хотел никуда далеко уезжать от Оптиной пустыни, он навсегда остался верным этой святой обители, месту, где он ощутил высокие духовные состояния, узнал действие Божественной благодати.

Хотя монастырь был уже разорен, он продолжал оказывать мощное воздействие на окружающих. В соседних селах, деревнях продолжали жить множество монахов и монахинь. Родион принял монашество с именем Рафаил, был посвящен в сан дьякона и стал служить в храмах города Козельска.

В августе 1930 года власти арестовали сразу сорок Оптинских монахов, проживавших неподалеку, в том числе и отца Рафаила. Начался его крестный путь. Допросы свидетельствуют о твердости, непреклонности отца Рафаила, который себя виновным не признавал. Он получил 10 лет лагерей, работал ветеринаром, часто голодал, питался кормом вместе с опекаемыми им свиньями.

В 1936 году один из уполномоченных подмосковного Дмитровского лагеря НКВД доносит начальству: «ЗК Шейченко на протяжении продолжительного времени ведет контрреволюционную агитацию. Прошу вашего распоряжения о привлечении его к уголовной ответственности». Отцу Рафаилу добавляют еще несколько лет заключения, которые он отбывает в Пермском крае. Только крепкое, богатырское здоровье и, конечно, помощь Божия помогли ему выжить.

В 1944 году он возвращается к церковному служению, к стенам разоренной Оптиной пустыни, в ставший родным город Козельск. 1 октября известный церковный деятель митрополит Николай (Ярушевич) рукополагает Рафаила в священники и назначает настоятелем сильно пострадавшей Благовещенской церкви Козельска. Практически вручную батюшка восстанавливает храм, отстраивает даже разрушенную колокольню. Он щедро благотворит возвращающимся из лагерей и поселяющимся поближе к Оптиной монахам, помогает им обустроить свою жизнь. У отца Рафаила яркий дар слова, дар убеждения. Его письма полны утешения, написаны хорошим литературным языком, несут печать поучений знаменитых Оптинских старцев.

«Не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя, игрушками, скоро гибнущими прелестями мира сего. Ты на земле путник мгновенный. Жизнь твоя – краткий сон. Там, за порогом твой могилы, ждет тебя вечность», – наставляет он духовных детей.

В 1949 году его арестовывают вновь, материалы дела сохранились, они позволяют составить образ мужественного исповедника и в то же время рисуют совершенно дикую, абсурдную картину советского следствия послевоенного времени, когда, как считают некоторые, власти и Сталин чуть ли не повернулись лицом к Церкви, якобы стали ее поддерживать. Это, конечно, не так.

Поводом для нового тюремного срока стали проповеди отца Рафаила, все они посвящены святым Древней Церкви. Первая – преподобному Иоанну Дамаскину, вторая – мученицам Вере, Надежде и Любови, третья – святым учителям Церкви Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Но каждое слово батюшки следователи ставили ему в преступление. «Вы сравнивали жизнь Иоанна Дамаскина с советской действительностью и высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР».  Рафаил оправдывался: «Нет, я лишь говорил, что мы в Советском Союзе не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя сирийские правители».

«В сентябре 1948 года Вы, рассказывая верующим о мученицах Вере, Надежде и Любови, допускали в своем выступлении клевету в части материальной необеспеченности советского народа». – «Нет, я говорил о том, что, несмотря ни на какие мучения, ни сестры, ни мать от Христа не отказались, сколько их ни уговаривали, предлагали материальное обеспечение – они ни на что не согласились. А в настоящее время каковы вы стали, христиане? За пол-литра подсолнечного масла, за лепешку белого хлеба откажетесь от Бога. И любая мать скажет своей дочери, что теперь время такое, ты молодая, тебе надо жить».

Читаем далее протоколы допросов: «Следствию известно, что Вы в одной из своих проповедей о древних философах утверждали, что в настоящее время нет таких талантливых ученых, какие были раньше. Отсутствие талантливых ученых в настоящее время Вы объясняли тем обстоятельством, что сейчас ученые не верят в Бога». Ответ: «Я рассказывал о святых Василии, Григории и Иоанне, но никаких сравнений с советской действительностью не делал».

Отец Рафаил получил еще 10 лет лагерей. Примечательно, что его не освободили, как многих, сразу после смерти Сталина. На свободу исповедник вышел только осенью 1955 года. Власти хорошо понимали, какой убежденный, мужественный, непреклонный церковный деятель перед ними. И как много людей пойдет за ним, едва он вернется к пастырскому служению.

Преподобный простил всех своих мучителей, говорил в письмах, что они послужили орудием исполнения воли Божией о нем и стали не врагами, а даже благодетелями его спасения. После освобождения отец Рафаил еще полтора года ревностно служил в Благовещенском храме Козельска. Однажды, в Троицкую родительскую субботу, допоздна совершая панихиды на городском кладбище, он простудился, и 19 июня 1957 года отошел ко Господу.

30 декабря 2007 года святые мощи исповедника были перенесены в Преображенский храм восстановленной Оптиной пустыни, а его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать