Воскресные беседы. Карельские новомученики

5 ноября 2023 г.

– В 2020 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в календаре нашей Церкви появилась новая памятная дата – день святых новомучеников и исповедников Карельских, которая отмечается в первое воскресенье ноября. Этот праздник в некотором смысле дополняет празднование Собора Карельских святых, которое совершается 3 июня.

Карелия представляет собой местность, примыкающую с северо-запада к Ладожскому озеру. Ее таинственная природа с уникальным рельефом, скалистые берега над зеркальной гладью холодных озер, густые хвойные леса, порожистые речки, водопады – все это и сегодня привлекает множество туристов. Причем здесь удобно путешествовать и паломничать не от города к городу, а от одного озера к другому, непрестанно восхищаясь их природной красотой.

Уже в начале XIII века, при князе Ярославе Всеволодовиче, карелы активно крестились в православную веру. Долгое время за политическое влияние в Карелии шла борьба между Великим Новгородом и Шведским королевством. В 1704 году вся эта территория вошла в состав новой Ингерманландской губернии, отданной императором Петром Великим в управление Александру Даниловичу Меншикову.

Карелия славна своими монастырями, главный из которых – Спасо-Преображенский Валаамский – известен во всем мире. На протяжении нескольких столетий монастыри Русского Севера воспитывали новых монахов, которые уходили все глубже в леса, устраивали новые скиты, строили новые обители. Рядом возникали посады, поселения, города – так шло освоение бескрайних северных просторов, вплоть до самого Белого моря.

Каждый монастырь, каждый город чтил имена своих основателей, духовных покровителей. В числе Карельских святых такие известные подвижники, как Александр Свирский, Иона Яшезерский, Геннадий Важеозерский и другие. На рубеже нынешнего века в Собор Карельских святых было включено более десяти новых имен. Среди них священномученики Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский; протоиерей Николай Богословский, священник Сергий Увицкий, священник Михаил Зеленцовский. Я перечислил лишь некоторые имена представителей духовенства, претерпевшего здесь страшные страдания в период массовых репрессий.

В карельском городе Кемь был пересыльный пункт, через который прошли практически все узники Соловецкого лагеря. Отдельная страница истории – строительство заключенными на территории Карелии Беломорско-Балтийского канала.

И сегодня мы вспоминаем имена всех православных мучеников и вместе с ними отдаем долг памяти всем невинно убиенным в Карелии в XX веке. Репрессии против классовых и идеологических врагов советская власть начала с первых месяцев своего существования и никогда не прекращала. Православное духовенство всегда относили к чуждому, враждебному сословию. В последнее время стало хорошо известно о том, как были организованы репрессии в самые кровавые годы – в 1937 и 1938 годах. Репрессии в Карелии проводились на основании решения ЦК партии большевиков и приказов НКВД СССР. Республике сверху был отпущен специальный лимит на репрессии, который необходимо было выполнить.

В 1937 году по этому лимиту предполагалось расстрелять 2 800 человек. Районные отделения НКВД открыли два дела агентурных разработок под названиями «Повстанцы» и «Диверсанты». В июне 1937 года стали реализовывать первое направление. Все районные отделения НКВД включились в соревнование по борьбе с повстанцами. Православное духовенство проходило именно по этому делу. В ходе операции были арестованы сотни священнослужителей и церковников.

Современные исследования позволяют восстановить картину так называемого советского правосудия, а на самом деле – настоящего глумления над основами уголовного права. Аресты производились без предъявления обвинительных материалов, а лишь на основании справок местных сельсоветов. Причем такие справки, характеристики, председатели сельских советов писали под диктовку начальника районного отдела НКВД и зачастую прямо в его кабинете. Арестованным не давали читать протоколы допросов. В протоколы оперативные работники вносили показания так называемых сообщников, имена которых просто выдумывали, брали с потолка.

Протоколы содержат массу разнообразных фальсификаций. Иногда начальник отделения НКВД заранее писал протокол допроса, содержащий признание обвиняемого, которого даже на допрос-то не приводили. В работе с арестованными применялись избиения, угрозы, издевательства, пытки в виде лишения сна, допросы конвейерным методом... Через такую страшную мясорубку прошли наши священники, монахи, монахини, миряне, вся вина которых заключалась в том, что они любили храм, Церковь, богослужения, старались жить по заповедям Христовым.

В материалах следствия, например, читаем, что епископ Трофим (Якобчук) якобы руководил контрреволюционной повстанческой организацией, готовившей вооруженное восстание в целях свержения советской власти и реставрации капитализма в СССР. На тот момент ссыльному архиерею было 68 лет, и проживал он в глухой заонежской деревне, не имея даже физической возможности поддерживать общение с единоверцами,  единомышленниками.

Вместе с ним арестовали священника Петра Смирнова, храмового сторожа Лидию Шекемскую. Сфальсифицированные допросы этих трех исповедников дали основание проводить дальнейшие, уже массовые аресты духовенства. Тех, кто в годы Гражданской войны проживал в приграничных районах с Финляндией, обвинили в шпионаже. Некогда многолюдный заонежский район буквально пустел на глазах. Мы видим, что протоколы допросов написаны под копирку. Сначала священнослужители отказываются признать вину, но через некоторое время во всех протоколах встречается одна и та же фраза: «Я убедился в том, что следствию все известно, а поэтому решил говорить только правду. Признаюсь в том, что до дня моего ареста я являлся активным участником контрреволюционной организации».

За полгода духовенство, церковнослужители, активные верующие миряне огромного района были полностью уничтожены. К духовной оппозиции властями была отнесена большая группа карельских учителей, деятелей науки и культуры. Выдающийся этнограф Карелии, составитель «Словаря живого поморского языка» Иван Дуров был расстрелян с такой формулировкой: «Уделяет слишком много внимания старине, не обращая взора на реальные достижения советской власти».

Но среди массы лжи и подтасовок встречаются в уголовных делах наших новомучеников поразительные свидетельства их стойкости и верности Христу. Процитирую один замечательный документ, проповедь за последней службой перед закрытием знаменитого Преображенского храма, деревянного, всемирно известного архитектурного памятника Кижского погоста на одноименном острове в Онежском озере. В престольный праздник 19 августа 1937 года настоятель, отец Алексий Петухов, обратился к прихожанам с такими словами: «В день храмового праздника позвольте поздравить вас и побеседовать вообще о Церкви и также о вере православной. Церковь Христова в слове Божием часто сравнивается с кораблем. Все ждут тихой пристани и приятного путешествия. Теперь корабль Христов переносит страшную бурю, находится в страшной опасности. За 1000 лет существования Православной Церкви на Руси никогда она не была в столь тяжелом положении, как сейчас. Враги напрягают все силы, чтобы утопить священный корабль Христов и уничтожить веру православную. Ревет буря, тьма безбожная вокруг, волны заливают корабль, а мы на корабле спим непробудным сном. Довольно спать!  Нужно работать, нужно употреблять все законные методы, способы, все усилия, чтобы довести корабль до тихой пристани и на нем самим спастись. Нужно теснее сомкнуться около Церкви, открыто показать врагам веры, что мы Церковь нашу любим, любим ее учение, богослужение и ее влияние на жизнь».

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать