Воскресные беседы. Иоанн Великолукский

10 сентября 2023 г.

– Если двигаться из Москвы по направлению к Риге, то через 50 километров после того, как пересечешь границу Псковской области, можно попасть в город Великие Луки, который живописно расположился на берегах реки Ловать. В пределах города река делает семь крутых поворотов. По-славянски слово «лука» как раз обозначает поворот реки, дугу, излучину. Отсюда и название города.

В древности по Ловати проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки, и на месте Великих Лук обнаружили следы городского поселения еще IX века. Первое же упоминание о Луках содержится в летописи 1166 года, когда киевский князь Ростислав Мстиславович прибыл сюда для переговоров с новгородскими боярами.

Великие Луки – город воинской славы.  С ноября 1942 по 20 января 1943 года здесь велись тяжелые, кровопролитные бои, целью которых было сковать значительные немецко-фашистские силы, не допустить их к переброске на юг и участию в Сталинградской битве. Город освободили, но он был практически стерт с лица земли, за что его называли в те годы малым Сталинградом.

В конце XIX века в городе было открыто 16 храмов и Вознесенский женский монастырь, главный собор которого на сегодняшний день – единственная, по-настоящему восстановленная городская церковь.

В 1891 году в семье великолукского благочинного, протоиерея Матфея, родился великий русский математик Иван Матвеевич Виноградов, автор блестящего учебника «Основы теории чисел», один из самых авторитетных советских ученых. Почти 50 лет он возглавлял в Москве Математический институт имени Стеклова. Виноградов был совершенно незаурядным человеком. Мало того что он помнил, казалось, все даты мировой истории, все числа, касающиеся мировой географии, но обладал еще необыкновенной физической силой. Уже будучи немолодым человеком (а прожил он более 90 лет), мог одной рукой поднять стул с сидящим на нем каким-нибудь другим академиком. Был ярко выраженным аскетом, никогда не женился. Память Виноградова увековечена в великолукском мемориальном Доме-музее.

В прошлом веке город Великие Луки некоторое время был центром одноименной епархии, а в 19401950-е годы являлся даже областным центром.

4 сентября – день памяти одного из великолукских архипастырей, епископа Иоанна (Троянского). Для нас личность священномученика Иоанна Великолукского имеет особую значимость, потому что в период с 1925 по 1932 год он возглавлял Петропавловскую епархию на территории современного Казахстана.

Иван Ефимович Троянский родился в 1862 году в Тамбовской губернии, в семье священника, окончил Тамбовское духовное училище, в 1885 году – Тамбовскую семинарию, вступил в брак, был рукоположен в сан дьякона, затем священника, служил на приходах Тамбовской епархии. В 1922 году овдовел и был пострижен в монашество.

Далее в судьбе отца Иоанна произошли события, на которых мы остановимся подробнее, они отражают всю сложность церковной жизни тех лет. Весной 1922 года власть большевиков постаралась нанести Русской Православной Церкви сокрушительный, смертельный удар. Время было выбрано удобное, в Поволжье разразился страшный голод, в значительной мере обусловленный экономическими экспериментами новой власти над деревней. Борьбу с голодом Ленин распорядился превратить в борьбу против Церкви. По всей стране начались аресты, расстрелы духовенства; 6 мая был арестован Святейший патриарх Тихон. Атака на Церковь велась комплексно и системно, наряду с открытыми репрессиями власти спровоцировали внутренний раскол. Отделившиеся от патриарха крупные и мелкие группы духовенства получили собирательное название обновленцев. Среди лидеров обновленческого раскола были самые разные люди: откровенные авантюристы, безыдейные приспособленцы и искренне заблуждавшиеся священники, которые полагали, что предлагаемые их лидерами реформы обеспечат будущее процветание Церкви в условиях советской власти.

В середине мая к арестованному патриарху заявилась большая группа духовенства, самовольно сформировавшая новый орган высшего церковного управления, и уговаривала святителя Тихона передать ей всю полноту патриаршей власти. Конечно, патриарх отказался. Во главе так называемого высшего церковного управления поставили бывшего епископа Владикавказского Антонина (Грановского). Сегодня уже хорошо известно, что и в Москве, и в провинции все лидеры, пропагандисты обновленческого движения находились под прямым контролем чекистов, выполняли их указания, нацеленные на внутренний развал Церкви. Но первоначально это было ясно далеко не всем.

В декабре 1922 года, не разобравшись в сути обновленчества, отец Иоанн (Троянский) принял рукоположение в обновленческого епископа от упомянутого Антонина (Грановского), но уже вскоре наступило прозрение. Иоанн не принимает участия в обновленческих мероприятиях, в январе 1924 года прекращает исполнять у обновленцев свои пастырские обязанности и уходит за штат.

Обновленческое движение менялось. Все раскольники неизбежно проходят один и тот же путь: первоначально отделившись от Матери-Церкви, они уже вскоре непременно начинают делиться сами в себе. На месте одной раскольнической группировки появляются другие, все более и более мелкие. Благодаря этому процессу наиболее здоровые, разумные представители духовенства, захваченные расколом, через покаяние возвращаются в Церковь.

Уже вскоре Грановский отделится от остальной ватаги обновленцев. Грустно и зло он напишет, что среди обновленцев не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл себя титулом или митрой.

Обновленчество просуществовало недолго. В 1927 году, после создания Священного Синода Русской Православной Церкви во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, оно значительно сократилось в числе, а к 1943 году исчезло вообще.

В октябре 1924 года Иоанн (Троянский) принес личное покаяние перед патриархом Тихоном, а в начале 1925 года, согласно резолюции патриарха, принес публичное покаяние в храме, перед народом. Архиепископ Рязанский Борис (Соколов) совершил над ним чин присоединения к Церкви.

3 марта 1925 года Иоанн был назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. Здесь, в Казахстане, несколько лет уже он сам успешно боролся против обновленческого раскола. Именно эту борьбу за возвращение духовенства в лоно канонической Церкви ему потом будут ставить в вину представители органов ОГПУ.

В первый раз владыку Иоанна арестуют в Казахстане, в 1931 году. Потом будет служение в Рыбинске Ярославской области, новый арест, ссылка. В 1934 году возвращение к служению в сане епископа Великолукского и Торопецкого.

В его деятельности исполнились слова из Послания апостола Павла: Сам быв искушен, может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18). Действительно, уже в первые месяцы служения владыки в Великих Луках из обновленчества в Церковь вернулись четыре прихода, тринадцать священников.

В июле 1937 года святителя арестовали в последний раз. Из материалов дела видно, что в большей степени ему инкриминировали именно борьбу с расколом.

На допросах епископ прямо называет обновленчество ересью. А вот еще цитата из протокола: «Следствие располагает данными, что вы, как епископ, с целью привлечения к Церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?» – «Да, признаю, что я иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям. Детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу». Что можно сказать по этому поводу? Только развести руками…

31 августа 1937 года постановлением тройки НКВД по Калининской области епископ Иоанн был приговорен к расстрелу. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать