Известно, что путь духовного развития Григория был непростым. Подростком Григорий несколько охладел к Церкви Христовой, готовился к светской карьере. Эмилия была очень огорчена и буквально вымолила своего сына для Церкви. Хороший пример для современных мам, горестно переживающих о том, что их любимые детки, повзрослев, забывают храм Божий.
Некий чудесный случай все исправил. Как-то весной, в день памяти сорока Севастийских мучеников, мать уговорила Григория идти на службу. Он неохотно зашел в церковь, но как только мать отвернулась – незаметно вышел и лег спать в ближайших кустах. Вдруг сонное видение потрясает Григория. Ему снятся мученики, которые грозно обличают нерадивого подростка. Видение было настолько сильным, что юноша возвращается к церковной жизни.
Григорий Нисский был также близким другом святителя Григория Богослова. Василий и оба Григория получили великолепное по меркам античной Греции образование. Отметим, что в богословских творениях Григория Нисского наследие античной литературы проявляется с особой силой. В его работах легко узнаются ссылки и аллюзии на Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля и других. И Григорий Богослов в одном из писем даже укоряет своего друга, что тот уж слишком увлекается светским искусством и языческой философией и более похож на ритора, а не на христианского проповедника.
В 372 году Василий Великий поставил брата Григория епископом небольшого городка Ниссы. Григорий был помощником старшему брату главным образом в сфере богословия. Он преуспел в теологической полемике, которая активно велась в то время. Василий умер в 379 году, и Григорий принялся дописывать не законченные братом богословские произведения.
Святитель Григорий Нисский высказал немало ценных мыслей, которые легли в основу учения о Боге, Святой Троице, воплощении Сына Божия, об искуплении, церковных священнодействиях, природе человека.
Григорий великолепно раскрыл суть христианского учения о человеке. Глубокое понимание психологии позволило ему говорить о бесконечности человеческого движения к совершенству. Он писал, что жажда познания Бога бесконечна, потому что Бог бесконечен. Человек должен постоянно находиться в подвиге, ежедневно совершать духовный труд, понуждать себя к праведности и добрым делам. Душа человека так устроена, что нельзя останавливаться, нельзя расслабляться в духовной жизни. Остановка в пути к добродетели становится началом движения к пороку. Познание Бога возможно уже через наблюдение за устроением видимого мира природы. Видимая во Вселенной премудрость позволяет судить о премудрости единственного Художника, Творца, Который все сотворил. Но еще важнее увидеть Бога в самом себе, в душе своей. А для этого она должна быть чиста и зеркальна, отражать Божественное совершенство. Ибо чистота, бесстрастие, отчуждение от всякого зла и есть Божество. Если все это есть в тебе, то, без сомнения, – в тебе Бог.
Сегодня часто можно услышать такие наивные рассуждения: мне не нужна религия, не нужна Церковь, потому что Бог – во мне. И это сущая правда в том смысле, что Бог в тебе. Но если Бог в тебе, то неужели ты, разумный человек, не хочешь в этом ясно и конкретно убедиться? Неужели в тебе нет желания, чтобы Бог с тобой заговорил? Дал тебе какой-нибудь конкретный знак? Сам непосредственно тебя чему-нибудь научил? Разумному человеку так естественно быть последовательным в своих рассуждениях и в своих действиях.
Душа должна собраться, сосредоточиться в себе, прийти в себя. Прийти в себя – значит прийти к Богу. Григорий убежден, что сделать это можно только на путях религиозной жизни, в духовном подвиге. Молитва, пост, непрерывное ограничение себя в своих желаниях и страстях помогают прийти к Богу. Не знать что-либо о Боге, но иметь в себе Бога – это и называется блаженством, уточняет Григорий Нисский.
Духовную жизнь человека он уподобляет восхождению пророка Моисея на гору Синай. Вновь и вновь он призывает каждого христианина к движению, к подвигу. Он пишет: «Кто восходит, тот, конечно, не стоит; и кто стоит, тот не восходит». Но восходит тот, кто тверд и непреложен в добродетели».
Через полтора тысячелетия после Григория Нисского русский праведник, преподобный Оптинский старец Амвросий будет простыми словами наставлять приходящих к нему в келью тульских, калужских крестьян: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Другой язык, иные образы, а ведь сказано о том же самом.
Подобно Василию Великому и Григорию Богослову, Григорий Нисский – настоящий христианин-интеллектуал. В своих произведениях он воспевает гимн человеческому разуму. Когда читаешь эти строки, то убеждаешься в том, что несправедливо и просто глупо обвинять Церковь в принижении науки и учености. Григорий утверждает, что от Бога человеку дается некая естественная сила разума, дар слова, а мы уже сами делаем дом, скамью, меч, плуг и вообще все нужное для жизни. Возможности слова и разума реализуются человеком совершенно свободно в различных областях. Например, человек свободно творит, изобретая язык, общение. Различным народам, утверждает Григорий Нисский, языки не спускаются с небес как готовый продукт. Бог не управляет непосредственно каждым движением созданных им людей. Бог не выдумывает слова, имена, понятия. Слова, звуки, выраженные в них понятия творят люди, творят их силою данного им мышления. Творческая сила мысли способна совершать открытия, познавать мир. Искусство рассуждать, искусство исследовать – все это важные, неотъемлемые способности человеческого мышления, которые необходимо всячески развивать, упражняясь в философии и познании мира.
Высокое учение о достоинстве человека побуждает Григория Нисского намного опередить свое время. В своих проповедях он выступает против института рабства как такового. Вот цитата: «Приобрел себе слуг и служанок. За какую, скажи мне, цену? Какое из существ нашел ты равноценным этому роду? Какой монетой оценил разум?.. Поэтому естества нашего не поработит и Бог, Который призвал в свободу нас, самовольно поработившихся греху. Если же Бог не порабощает свободного, кто владычество свое поставил выше Божия?»
Актуально произведение Григория Нисского «Против учения о судьбе», которое построено в форме диалога христианского епископа с язычником-астрологом. Трезвая оценка окружающего мира приводит Григория к полному отрицанию нелепых астрологических учений. В своих рассуждениях он пишет: «Удивительно, но до сих пор живет заблуждение, будто бы если точно взят ими час рождения происшедшего на свет, предсказывают всю по порядку жизнь родившегося: время, род жизни, свойства нравов, опасные случаи, супружество, чадородие, удачу в получении чинов или, наоборот, бездетность, болезни, незанятость, краткость жизни и бедствия бедности…»
Но как можно неодушевленные, несвободные, всегда движущиеся непостоянные небесные тела ставить выше человеческой учености, рассудка, человеческого стремления к праведной жизни? Человек, носящий в себе образ Божий, ставится в зависимость от гороскопа, от карты звездного неба – какая нелепость! Если планеты и звезды оказывают влияние на человеческие судьбы, то теряют всякое нравственное содержание поступки человека. Ведь достоинства личности проявляются, когда она свободно удаляется от зла и выбирает благое. А получается, что слепая судьба, рок двигают человеком. В таком случае где правда? Где благочестие? Где святость? Для язычников-астрологов все эти понятия становятся бессмысленными. А значит, астрология объективно направлена ко злу, ведь всякое умаление добра есть зло. С помощью астрологии демоны отвращают людей от Бога, делает вывод Григорий Нисский.
Он переживет и своего брата Василия, и друга Григория Богослова и окончит земную жизнь почти в шестидесятилетнем возрасте, в 394 году от Рождества Христова.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!