Юный Григорович учился вместе с Достоевским в лучшем учебном заведении столицы – Военно-инженерной академии. Нелюдимый Федор сблизился именно с Григоровичем. Осенью 1844 года они вместе стали снимать квартиру. Так случилось, что именно Дмитрий Васильевич способствовал продвижению первого произведения Достоевского – повести «Бедные люди»; собственно, он был и первым читателем первого произведения гения русской литературы. Именно Григорович отнес рукопись для напечатания Некрасову, потом Белинскому.
Замечательные, теплые и ставшие хрестоматийными воспоминания написаны Григоровичем о великих друзьях и сверстниках – Некрасове и Достоевском.
Дмитрий Григорович родился в семье отставного гусара и пылкой красавицы француженки Сидонии. Детство провел в имении Дулебино Тульской губернии, ныне это окраина Московской области, близ Каширы. Отец умер рано, и юноша воспитывался во французской культуре. Он признавался: «Пяти лет бабушка посадила меня за французскую азбуку... Сомневаюсь, чтобы кому-нибудь из писателей с таким трудом, как мне, доставалась русская грамота… До восьми лет в моих руках не было ни одной русской книги; русскому языку выучился я от дворовых, крестьян и от старого отцовского камердинера».
Но поразительно – практически не зная поначалу русского языка, Дмитрий тем не менее интуитивно, настойчиво стремился к главной цели – стать русским писателем. Он сам не может найти рационального объяснения этому стремлению, просто считает, что в этом –воля Божия. Он так напишет о времени своего взросления: «Я всегда с чувством глубочайшей благодарности обращаюсь к Промыслу, направившему меня с юности к литературным занятиям. Любовь к литературе была моим ангелом-хранителем; она приучила меня к труду, она часто служила мне лучше рассудка, предостерегая меня от опасных увлечений; ей одной, наконец, обязан я долей истинного счастья, испытанного мною в жизни».
Мягкое материнское воспитание не позволило Григоровичу надолго задержаться в военном училище, которое, как мы помним, Достоевский все-таки окончил. Григорович не станет и профессиональным писателем, в том смысле, что не будет жить от доходов за счет издания своих произведений. Большую часть жизни Григорович прослужит по светской части, в области музейного дела в Петербургском театрально-литературном комитете. И все-таки им написан ряд очень важных, значительных произведений.
Прежде всего следует сказать о повести «Антон-Горемыка». Именно Григорович, а не Тургенев, стал первым писателем, который сделал главным героем своего произведения простого крепостного крестьянина. Причем в отличие от Тургенева показал его во всей неприглядности, обнаженности сурового крестьянского быта. «Русского мужика, бесправного труженика и кормильца, можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» – так охарактеризовал повесть Григоровича Лев Николаевич Толстой.
Бедствия разом обрушились на героя повести, несчастного Антона. Он должен заплатить подать управляющему господским имением, рассчитаться с мельником. Делать нечего – Антон ведет на ярмарку продавать свою единственную лошадь. Но лошадь внезапно и подло крадет случайно встретившийся рыжебородый мужик. Наконец после многих злоключений Антон попадает на каторгу. Удивительно, но многочисленные беды хоть и надломили силу и волю Антона-Горемыки, но не ожесточили его душу. Крестьянин всегда способен ощущать тонкие человеческие чувства, с нищенкой он делится последней краюшкой хлеба.
После выхода этого замечательного произведения стало очевидно, что Григорович в высокой степени обладает глубоким даром христианского сострадания. Вспомним классиков православной духовной литературы. У преподобного Исаака Сирина есть замечательные строки о сердце милующем, так он описывает состояние духа подвижника, у которого возгорается сердце обо всем творении Божием – о людях, птицах, животных, даже о демонах. «При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце… И не может сердце вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит христианин молитву… с великой жалостью».
Очевидно, что Григорович в некоторой степени обладал именно таким милующим сердцем, о котором пишет классик православной духовной литературы.
Григорович был всегда открыт и расположен к искренним и талантливым людям. Молодая поэтесса Зинаида Гиппиус с долей бахвальства говорит: «Мы с Григоровичем большие приятели. Постоянно встречаемся, весело болтаем. Он любезно меня расхваливает: “Пишите! Иишите!” И даже крестит маленькими крестиками, благословляя мой дальнейший литературный путь».
Писатель укоренен в православной вере и духовной традиции. Ему абсолютно чужды и неприятны личности революционных демократов, ниспровергателей основ православной нравственности. В своих воспоминаниях он обходит молчанием фигуры Добролюбова и Чернышевского.
На склоне лет уважаемый государственный деятель, действительный статский советник Григорович пишет еще один совершенно замечательный, блестящий рассказ «Гуттаперчевый мальчик». Это одна из самых сильных книг, которая лично на меня в детстве произвела громадное впечатление. Речь в ней идет о судьбе мальчика Пети, который долго мыкается в нищете, наконец в восьмилетнем возрасте поступает в Петербургский цирк гимнастом, где показывает номера с акробатом по фамилии Беккер, грубым и безжалостным дельцом.
В афишах Петю называют гуттаперчевым мальчиком за необыкновенную гибкость. Впрочем, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком – читаем мы в книге. Среди равнодушных людей он выглядит особенно сиротливо и одиноко: тщедушный неоперившийся цыпленок.
Из мира жестокости и нищеты писатель, мастер контрастных планов, переносит действие в дом графа Листомирова, где ничто не омрачает счастливого существования детей. Семья Листомирова присутствует на цирковом представлении, которое оканчивается страшным несчастьем – Петя гибнет после неудачно исполненного трюка. По возвращении домой следует убийственная фраза респектабельного отца семейства, которая свидетельствует о колоссальной пропасти между богатыми и бедными: «Сорвался какой-то негодяй и упал… какое зрелище для детей!!! Гм! Наши дети особенно так нервны; Верочка так впечатлительна… Она теперь целую ночь спать не будет…»
Думается, «Гуттаперчевый мальчик» – это одно из тех мощных произведений, которые написаны при явном вдохновении свыше. Григорович часто ощущал эту руку Божию, которая водила его пером. Вот его признание: «Поэма, роман, повесть редко выходят в свет такими, как их придумал автор в первоначальном виде. Писателю с призванием как бы заранее дана программа того, что он должен исполнить, и рядом с этим как бы тайно вложена в него сила, заставляющая исполнить то, что ему предназначено. Пробужденная творческая способность настолько могущественнее воли писателя, что во время ее прилива пишется точно под чью-то настоятельную диктовку... Такт писателя в том, чтобы при исправлении рукописи уметь сохранить в ней эту свежесть и живость, выраженные как бы помимо его воли… Художник обнаруживает себя в ограничении, то есть отбросе лишнего, и возможном сокращении в пользу силы выражений».
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!