Учимся растить любовью. Ребенок-гуманитарий. О профессиях и перспективах

24 августа 2023 г.

В преддверии нового учебного года родителей посещает масса вопросов, сомнений и тревог. Нередко возникает и такая проблема: родители не всегда разделяют увлеченность ребенка тем или иным предметом. Особенно часто недооцененными остаются гуманитарные науки. Почему это так и какие на самом деле перспективы расстилаются перед ребенком-гуманитарием, будем разбираться с кандидатом филологических наук Яной Сенькиной, руководителем пресс-службы и Ресурсного центра Выборгской епархии.

– Сегодняшняя тема – «Ребенок-гуманитарий». Говорить мы будем о том, какие профессии актуальны для ребенка, у которого такая направленность. Сразу оговорюсь, что, разумеется, мы не будем делить детей на гуманитариев и технарей, не будем говорить о физиках и лириках в контексте их способностей, а будем говорить о той направленности, которая существует у самого ребенка. К сожалению, если ребенок хочет заниматься литературой или историей, он часто не находит поддержки у своих родителей.

Наверное, необходимо сделать небольшое отступление и сказать, с чего вдруг вообще возникла потребность поговорить на подобную тему. Дело в том, что я просмотрела, какие предметы дети выбирали для сдачи ЕГЭ в этом году, просмотрела статистику и выяснила, что чаще всего выбирают углубленную математику и программирование. На втором месте – углубленная математика и физика, на третьем – уже попадается обществознание, а на литературу и историю отводится совсем небольшой процент заявок. Почему? С чем это связано? Неужели гуманитарные науки действительно непопулярны? Попытаемся разбить этот миф и убедить родителей, что если их ребенок интересуется историей, это совсем не беда.

Яна, Вам есть что сказать по этому поводу как филологу и как человеку, который активно работает со школьниками в том числе?

– Очень интересная постановка вопроса. Во-первых, могу честно признаться зрителям, что последние семь лет я довольно плотно работала репетитором по русскому языку и литературе. Настолько плотно, насколько мне позволяла моя занятость в епархии, то есть это была моя подработка. Ко мне шли ребята, которые сознательно выбирали гуманитарную профессию, гуманитарную специальность. И в первую очередь я старалась привить им интерес к русскому языку и литературе.

Говорят, что ЕГЭ – это очень сложно, очень технично и так далее. Раскрою нашим зрителям секрет, что большое количество баллов в русском языке при сдаче ЕГЭ дается за сочинение. По литературе – тоже. Нужно знать определенные моменты. В русском языке, по моему мнению как репетитора и кандидата филологических наук, самое важное – внимательность. В литературе самое важное – понять, что хотят от учащегося, почему именно так сформулирован вопрос теста и как на него ответить правильно. Основную долю занимает сочинение. Меня как репетитора, как кандидата наук (то есть ученого) и как сотрудника епархии это радовало, потому что ребята могут развивать свое мышление с помощью сочинения. Вопрос в том, как учитель это подаст. Моя просьба к учителям и мой совет ребятам – заинтересоваться предметом. Как это сделать – надеюсь, сегодня поговорим.

– Я тоже надеюсь, что мы повернем нашу беседу именно в это русло. Первое, о чем мне хотелось бы поговорить, – действительно ли правы те родители, которые считают, что у их ребенка гораздо больше перспектив, если он увлекается IT-сферой, готовится стать инженером и хорошо знает математику. Есть такой стереотип у родителей: мол, литература никуда не убежит, книги можешь читать, но параллельно учи углубленно математику. Мне кажется, у родителей (и, может быть, даже у школы) нет повышенного внимания к гуманитарным наукам, поэтому дети иногда теряют годы, изучают то, что им неинтересно, и приходят в свою гуманитарную профессию чаще всего уже после того, как получили первое образование, которое им рекомендовали родители. Сейчас ситуация, мне кажется, несколько меняется. Давайте поговорим, действительно ли этот стереотип вредный или в нем есть здравое зерно. Действительно ли математика (или физика) – царица всех наук и изучать ее, тратить на нее усилия – это не значит потратить время зря, даже если ребенок склонен больше к гуманитарным знаниям?

– Мне кажется, наше школьное образование сложено достаточно гармонично, в том смысле, что можно перейти в определенный момент в класс с углубленным изучением математики, или литературы, или с творческим уклоном. Например, есть школы с музыкальным уклоном (мой супруг так обучался), когда в том же здании находится музыкальная школа, где ребенок обучается одновременно, без отрыва от основного обучения. Поэтому не стоит так ставить вопрос, что зря тратится время на математику или физику.

Ребенок обучается в школе до определенного класса. Я бы предложила до 9-го класса, когда он уже осознанно понимает, что его привлекает. До этого, как мне представляется, родители должны дать ребенку возможность познакомиться с разными сферами, в том числе с помощью внешкольной деятельности, проектной деятельности. Замечательно, когда православные родители имеют такую возможность в своем приходе.

Например, у нас в Выборгской епархии в Свято-Ильинском храме города Выборга действует кружок физики «Красное смещение». Преподает православный человек. Дело не в том, что кружок православной направленности, а в том, что ребята имеют возможность безвозмездно учиться физике углубленно. Мне кажется, это интересно, и приходам стоит обратить на это внимание, чтобы давать ребятам разные возможности.

Детские хоры – еще одно направление. В храме Димитрия Солунского в Коломягах есть детская школа звонарей. Я как пресс-секретарь знаю все новости епархии, у нас проходят пасхальные, рождественские фестивали, на которых дети выступают. В Рощино дети одного из клириков Никольского храма занимаются в балетной школе, и периодически туда приезжает балетная школа и проводит выступления. В том же приходе выступает симфонический оркестр и привлекает ребят как слушателей.

Ребенок должен понемножку все узнать. У меня так было: я и в хореографической школе чуть-чуть занималась, и в театральной студии. С 5-го по 9-й класс  училась в физико-математическом лицее с уклоном в информатику. Благодаря этому я могу наполнять сайты, мне легко это освоить. Дальше я попала в археологическую студию при Аничковом дворце. Там мне посоветовали пойти в школу с литературно-историческим уклоном, и в 10-м и 11-м классах я углубленно изучала литературу и историю.

Мне кажется, ребенок должен узнать определенный спектр; конечно, при помощи родителей, но без какого-то давления. Мои родители – бухгалтеры. Мой папа, Валерий Карсаков, – краевед, автор книги «Дорогами Северо-Запада России». Поскольку мой дедушка был одним из первых айтишников в СССР, главой вычислительного цеха на Северном заводе, мой папа был направлен родителями в техникум и был инженером. После перестройки он стал бухгалтером. Поэтому мои родители не давили на меня. Они посещали со мной дни открытых дверей во многих вузах, где были и юридический факультет, и математический, и инженерное направление. Но я выбрала филфак Педагогического университета имени А. И. Герцена.

– Мне кажется, Вам очень повезло. Не все родители настолько понятливы и готовы идти навстречу своим детям. И до сих пор есть некоторое давление на детей. Например, дети, которые в старших классах сделали свой выбор и хотят поступать на истфак или филологический факультет, сталкиваются иногда с препятствием со стороны родителей. Они не одобряют этот выбор. А когда нет родительской поддержки, ребенку тяжелее: он теряет уверенность в себе. Подростки редко бывают настолько замотивированы, чтобы без поддержки родителей прокладывать себе путь в жизни. Поэтому поддержка родителей очень важна.

Я полностью с Вами согласна, что до определенного возраста необходимо дать ребенку попробовать себя в разных областях. И я вообще не согласна, что детей можно серьезно делить на гуманитариев и технарей, на физиков и лириков. Потому что любые способности можно у ребенка развивать, был бы интерес. Если у ребенка интерес к гуманитарным знаниям, найдем ли мы сейчас какие-то слова в адрес родителей, чтобы их каким-то образом утешить и сказать, что это не горе в семье, а, наоборот, счастье?

– Надеюсь, мы найдем такие слова. Я вынуждена говорить о личном опыте, но мне кажется, мой опыт достаточно успешен. Вы представили меня как руководителя Ресурсного центра. Напомню, что Ресурсный центр Выборгской епархии за последние полтора года имеет десять президентских грантов. Сама я получала такие гранты от государства, обучаясь на филологическом факультете, будучи аспиранткой.

Если мы говорим об интересе родителей, то давайте попытаемся встать на их место, чтобы найти нужные слова. Мотивация родителей, когда они таким образом давят на ребенка, понятна – они желают ему добра, хотят, чтобы он получал достаточно, чтобы он был доволен своей жизнью. Чтобы ему не приходилось, условно говоря, бегать по квартирам, как это было двадцать лет назад, когда бедные девочки-студентки (филологический факультет, как известно, женский), занимаясь репетиторством, могли попасть в какую-то опасную ситуацию. Сейчас таких опасностей у репетиторов-гуманитариев нет, потому что во многом работа проходит онлайн. Я сама практически всегда преподавала онлайн. Если были ученики, то они приходили ко мне. При должной квалификации педагога это нормально и возможно. И это первое, чем мы можем успокоить родителей.

Сейчас гуманитарные профессии тоже успешны. Это наследие советской эпохи, когда вопрос со средствами решался очень сложно. Сейчас это отходит далеко на задний план. Есть государственные субсидии для гуманитарных профессий, например, на научную деятельность. Есть спонсорская помощь, фандрайзинг для социально ориентированной деятельности, о чем раньше говорили только как о благотворительности. Я даже не представляю, чтобы раньше ребенок сказал: «Я хочу работать в сфере благотворительности». – «Боже, ты будешь волонтером? Ты ничего не будешь получать! Мы будем скитаться по улицам». Сейчас перспективы есть, и родителям можно быть спокойными.

Самое главное, что ребенок будет счастлив, если состоится в желаемой для него профессии. Может быть, айтишники и получают большие деньги, но из опыта своих знакомых, людей гуманитарного склада, творческого склада, которые обращались в технические профессии, скажу, что они могут стать несчастными. И тут уже «Мерседес» не поможет. Лучше ездить на каком-то бюджетном автомобиле, чем догнать до «Мерседеса», съездить на неделю на Мальдивы, а потом сидеть и думать: «Господи, опять на эту работу! За что мне это?..»

– Полностью согласна. Поддерживаю, что благополучие все-таки исчисляется не благосостоянием, а в первую очередь самоощущением. Если человек чувствует себя на своем месте, чувствует, что реализует свои способности и таланты, если он счастлив, это самое главное.

Вы уже сказали о том, что филологический факультет – женский. В мое время его даже называли факультетом невест, потому что он славился красивыми девушками. Мальчики редко шли на филологический факультет. Если на  историческом факультете их еще можно было встретить, то на филологическом нет. Сейчас, мне кажется, ситуация несколько меняется, и некоторые молодые люди хотят поступать и на филологический факультет в том числе. И они сталкиваются с большим давлением со стороны своих родителей. Давайте поговорим о том, какие есть перспективы у молодых людей, которые выбирают себе гуманитарную специальность. И как родителям преодолеть тот самый стереотип, что мужчина должен быть непременно инженером? Он вполне может быть и успешным переводчиком. Вообще масса прекрасных профессий, в которых он может быть реализован, получив такое образование.

– Во-первых, мне вспоминается поговорка: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в Риме». Мы, конечно, говорим не о деревне, а о конкретной сфере деятельности. Человек может оказаться в команде айтишников, но при этом пинать себя, чтобы идти на работу. А может пойти в гуманитарную область, если у него действительно есть такое желание.

Давайте коснемся перспектив для человека, который оканчивает именно филологический факультет, потому что у меня есть такой опыт. В прошлом году мой ученик поступил на филфак. Он хотел в театральный, но не смог поступить, не прошел по конкурсу. Мы с ним год занимались литературой, я рассказывала ему очень много о театре, о драме. Когда он не поступил в театральный, он смог за две недели подготовиться на филфак. И главный вопрос родителей был в том, как же их мальчик Ваня пойдет на этот филфак. Но Ваня очень любит Лермонтова, его очень заинтересовала история с романтическим героем Лермонтова, как он общается с барышнями, какой он драматичный, коварный и загадочный. И на устном вступительном экзамене Ваня с большим воодушевлением об этом рассказывал.

Как выпускница филфака могу сказать, что мальчиков часто берут просто потому, что это мальчики, они выделяются. У них немножко другой, более аналитический склад ума. Мы, девушки, приходим на филфак с восторженными мыслями, думаем о литературе, летая в розовых облаках, что все писатели – прекрасные люди, пророки и так далее. Потом узнаешь их биографии, анализируешь произведения и сталкиваешься с суровой реальностью.

Мой ученик Иван отвечал на вопросы педагога достаточно аналитически. Мы с ним как раз учились мыслить логически, а не зубрить. Помню, когда я училась, то довольно долго именно зубрила и отвечала на вопросы так, как надо, как хорошая девочка. А наши молодые люди всегда смело шли вперед и анализировали тексты.

Что будет в дальнейшем? Когда я оканчивала филфак, мне педагоги, родители и даже мой дядя, Виктор Альфредович Куллэ, поэт, преподаватель в Литературном институте имени Горького, говорили: «В лучшем случае тебя ждет хорошая школа и ты будешь учителем русского языка и литературы». Я говорила: «А как же преподавание в вузе на филфаке? Очень хочется остаться в профиле, быть в специальности, писать книги». «Там все забито», – сказали мне. Но я не сдалась. Я преподавала в вузе, правда, не гуманитарного профиля. И я поняла, что гуманитарный склад ума, соединенный с аналитическим мышлением и энтузиазмом, может принести большие плоды.

Что касается молодых людей, у них уже это есть, поэтому они очень часто вырываются вперед в учебе на филфаке и дальше поступают в аспирантуру. Забавно, что у нас на филфаке, конкретно в моей группе, учился молодой человек, который потом стал айтишником, но не просто айтишником, а возглавил маркетинговый отдел IT-компании. Соответственно, какие перспективы? Это PR, SMM, маркетинг, издательское дело, журналистика, редакторство, телевидение. Необязательно оканчивать институт кино и телевидения, чтобы получить профессию на телевидении. Так что тут большой спектр.

– Мне кажется, что сейчас все родители хотят отправить своих детей в IT-сферу. Недавно проходила достаточно известная конференция по искусственному интеллекту, и среди специалистов в ней принимала участие в том числе девушка-филолог. Действительно, очень много этических и нравственных вопросов встает перед специалистами, которые занимаются разработкой искусственного интеллекта. И они говорили, что им нужны гуманитарии, приглашали к сотрудничеству. Так что даже в этой области гуманитариям рады. Мне кажется, это тоже очень перспективно.

Благодарю Вас, Яна, за участие в нашей передаче! Мне кажется, нам удалось затронуть очень важную тему. Не берусь утверждать, что мы разрушили некоторые стереотипы, но пошатали их, мне кажется, хорошо.

– Спасибо! Надеюсь, наш диалог будет интересен и полезен родителям юных учеников.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать