Учимся растить любовью. Психолог для ребёнка. Как сделать выбор?

29 июня 2023 г.

Выбрать психолога для ребенка - трудная задача. Если родители верующие, задача становится еще сложнее, ведь необходимо найти специалиста, чьи методики работы не будут противоречить мировоззрению семьи, которой требуется помощь. Как не растеряться, делая подобный выбор, расскажет психолог Наталья Северова, член Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя святителя Феофана Затворника.

Сегодня у нас в гостях психолог Наталья Северова, член епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя святителя Феофана Затворника.

– Сегодня мы будем говорить о том, как выбрать психолога для ребенка. Нам очень часто приходят подобные вопросы от телезрителей. Иногда это просто жалоба, что нормального психолога выбрать невозможно. Например, бывают курьезные ситуации, когда психолог, принимающий в медицинском центре, предлагает своим клиентам разложить карты Таро. Это, конечно, беда современной психологии в России: у нас нет лицензии на психологическую деятельность, и иногда психологами называют себя даже люди, не имеющие диплома. Но сегодня мы будем говорить о том, как православному христианину, который хочет, чтобы его ребенку оказали профессиональную помощь, найти того самого психолога, который эту помощь окажет; по крайней мере, не навредит. Мне кажется, Наталья, это как раз Ваша тема. С чего же родителям начать свой поиск?

– Это актуальный вопрос, потому что психологическая помощь сейчас требуется в большей степени. Чаще к нам обращаются на исходе или в начале учебного года, если речь о ребенке-школьнике, потому что все проблемы оголяются и срочно нужна помощь, если родители сами не справляются. Вы говорите, если родители верующие, они ищут именно православного психолога. Но люди могут исповедовать и другую религию. У людей запрос именно мировоззренческий, когда психолог их будет просто понимать, и это не будет только светское учение.

Если говорить о нас, православных психологах, все мы с базовым психологическим образованием, но имеем православное мировоззрение, в том числе понимаем, какие методы могут навредить, усугубить проблемы и с какими лучше не подходить в вопросах консультирования. Мы как раз это изучаем и пытаемся следовать этому.

Если проблема возникла на школьном (или дошкольном) этапе, то в первую очередь можно обратиться к школьному психологу (или психологу в детском дошкольном учреждении), если его рекомендовали, если это человек положительный, ответственный, профессиональный. К православному психологу можно обратиться в том числе, но должна быть причина. Например, если проблема семейного характера и нужен чуткий психолог именно с точки зрения мировоззренческих основ, тогда, наверное, к нам.

Я думаю, большинству православных родителей хочется найти психолога, который действительно не навредит и будет придерживаться в своей терапевтической работе методик, которые не противоречат христианскому учению. Пусть он не будет православным, потому что это уж очень высокий запрос и далеко не в каждом городе можно найти православного психолога и не в каждом регионе есть общество православных психологов, но как понять, что перед нами тот, с кем можно беседовать, проводить работу, к кому можно, не боясь, привести своего ребенка или прийти с семейными проблемами? Ведь не каждый родитель настолько компетентен, чтобы разобраться, какими методиками владеет психолог. Какие вопросы нужно задать? На что в первую очередь обращать внимание? На уровень образования? На то, где принимает человек? Или читать отзывы в сети? Но они бывают очень разными.

– Запрос формирует родитель – как законный представитель в том числе. Иногда бывают проблемы такого широкого спектра, что первый раз родителю необходимо прийти одному и рассказать обо всем, что происходит в семье, поскольку работа с ребенком подразумевает работу в системе семейных ценностей, в системе семьи. Нельзя привести ребенка и сказать: «Сделайте с ним что-нибудь». Хотя часто бывают запросы именно такого рода: мол, сделайте из него что нужно, а я потом приду. Но решение вопроса начинается именно с семьи, с того, чего хотят родители, что они рассказывают, что происходит в семье. Если больших секретов нет, то возможна совместная встреча родителя и ребенка.

Первое, что важно, – личностный подход. В общем-то православная психология и есть личностный подход. Нужно, чтобы психолог просто понравился, чтобы вы могли довериться ему. Это, мне кажется, важно в первую очередь, несмотря на то, православный он или нет.

Конечно, образование необходимо, важно, чтобы были фундаментальные знания. Необходим опыт, который тоже можно уточнить, спросив, где человек вел свою практику, где он работает. Отзывы – это немаловажно, но, наверное, не с них стоит начинать. Конечно, мы всегда стараемся от кого-то что-то узнать, и сарафанное радио в том числе тоже помогает. Постарайтесь побольше узнать об этом человеке, к которому вы идете. Можно посмотреть на сайте или в группе «ВКонтакте» или даже позвонить и встретиться лично, чтобы познакомиться, прежде чем вы приведете свое чадо и отдадите его на перевоспитание, так скажем.

– Насколько я знаю, в епархиальном обществе психологов Санкт-Петербурга есть отделение, в котором Вы и состоите, которое занимается семейными проблемами и детской психологией. Хотелось бы узнать, к каким школам принадлежат психологи, которые составляют это отделение, чтобы ориентироваться потом в своем выборе. Потому что сейчас настолько много разных школ! И обычно это сразу манифестируется, то есть психолог говорит, что он работает по такой-то системе. Например, телесно-ориентированная психология. Часто человеку это ни о чем не говорит, он не может понять, можно к такому психологу идти или это табу. Как понять, какие техники могут быть востребованы для православного человека, а каких нужно избегать? Может быть, есть какие-то списки или исследования на этот счет? Потому что у родителей в этом отношении большая растерянность.

– Мне кажется, родителям не нужно слишком заумно подходить к этому. Потому что можно прочитать сколь угодно списков, что-то изучить и тоже запутаться в этом. Не вся теория равна практике.

Если говорить обо мне, то у меня интегрированный подход. С детьми нужно общаться, с ними нужно подружиться. На них не навесишь лекало определенных техник. Прежде всего нужно заслужить доверие, быть на одном уровне с детьми.

Это диагностика, элементы арт-терапии, потому что проективные методики (рисуночные, например) очень много говорят. Это такая ненавязчивая форма работы, в которой ребенок раскрывается в большей степени. Я люблю игры и занятия в песке в том числе. По сравнению с рисуночными тестами (проективный метод), когда ребенок рисует, эта работа более объемная, там может выставляться много интересных героев. Это такой трехмерный рисунок, можно сказать. Интересна сказкотерапия. Различные художественные приемы можно использовать даже с подростками: фототерапию, музыкальную терапию.

Интегрированный подход, если взяты элементы упражнений, совершенно не навредит ребенку, наоборот, его больше раскроет, заинтересует, и он покажет себя с разных сторон.

– Представим такую ситуацию. Родителю очень понравился психолог, а ребенок ни в какую, говорит: «Не хочу к этой тете (к этому дяде)». Стоит ли прислушаться к ребенку? Или, может быть, стоит обсудить этот вопрос с психологом, чтобы он попробовал найти к ребенку подход? Потому что здесь может быть и поле для манипуляций: ребенок это может использовать в своих интересах, чтобы вообще избежать общения с психологом.

– В каком-то возрасте, ближе к подростковому периоду, ребенок уже может (и должен) сам выбирать и сам формулировать свой запрос. Если запрос идет от ребенка, то психолог выстраивает отношения с ним, строит работу по его запросу. А с родителями он встречается для того, чтобы не только рассказать, что конкретно делает ребенок, а чтобы понять, что изменилось в отношениях с ребенком, в поведении ребенка, стал он лучше или хуже.

Если ребенка, скажем, притащили силой, сказав: «Пойдем к той тете», получается такая властная история, когда ребенка затаскивают в кабинет, мол, садись, будем заниматься. Конечно, ребенка нужно подготавливать, разговаривать с ним. Многие дети с определенного возраста способны понимать, к кому они идут и чем будут заниматься. То есть это должна быть доверительная история.

Если ребенок маленький, дошкольник, я считаю, все упирается в работу с родителями, это совместная работа: или родитель с ребенком вместе занимаются, вместе находятся в поле психолога, или идет работа с родителем по выстраиванию детско-родительских отношений.

– Мне нравится, что Вы сделали акцент на том, что ребенок должен быть подготовлен к походу к психологу. Мне хочется на этом акцентировать внимание. Как подготовить ребенка, как найти нужные слова? Мне кажется, если сказать прямо: «У тебя проблемы в школе, на тебя жалуется Мария Ивановна, поэтому мы тебя поведем к психологу», то это будет не разговор. Вроде бы никакой агрессивной коннотации сюда не вложено, тем не менее уже есть стигматизация: ты какой-то не такой, и мы поведем тебя к психологу, чтобы исправлять. Ребенку вряд ли понравится такой сценарий. Какие слова нужно найти? Каким образом преподнести ребенку психолога?

– Родитель должен поменять направление запроса в обратную сторону, сказав: «Я с тобой не справляюсь. У меня есть проблема, я не знаю, как с тобой взаимодействовать в этой ситуации. Помоги мне, пожалуйста. Давай вместе сходим к психологу и поговорим. Мне это нужно». Это и правда нужно родителю. Потому что ребенок справляется, для него и оценки нормальные, и поведение нормальное. Это родитель не справляется, родитель хочет понять, что не так. Он должен сказать ребенку: «Мне тяжело сейчас. Я хочу, чтобы у нас с тобой были доверительные отношения. Пойдем вместе и поговорим». Это работает.

– Может быть, есть еще какие-то советы, которые необходимо помнить перед первым походом к психологу?

– Конечно, не надо говорить: «Пойдем к тете». Это некое заманивание. Некоторые дети путают психиатра, психолога, доктора; для них это что-то не всегда понятное. И это, конечно, проблема просвещения. Уже давно есть психологи, но просвещение еще не так развито, чтобы мы относились к этому нормально. Работа с психологом – это такая же часть жизни, как поход к стоматологу. Можно иметь семейного психолога, к которому обращаться периодически в течение жизни.

Маленьким детям можно сказать: вы идете в игровую комнату. У меня, например, всегда есть песок, фломастеры, ручки, карты, игрушки. Если приходят многодетные семьи и нужно одновременно со всеми поговорить, я это выдаю, чтобы ребенок просто чем-то занялся. Можно сказать: «Мы идем поиграть, посмотреть что-то интересное, ты познакомишься с чем-то новым. Мы идем в интересное место, поговорим там, ты порисуешь. Ты же любишь рисовать...» Можно и так.

– Вы упомянули карты. Я выше уже говорила о картах Таро...

– Я как раз хотела развеять эти мифы. Сейчас есть очень интересный инструмент (это тоже проективное направление) – метафорические ассоциативные карты. Наверное, многие любят играть в различные настольные игры. Есть такая замечательная игра «Имаджинариум». Так вот, это немножко похоже: здесь картинки разной направленности, их рисуют разные авторы. Художник рисует рисунки, а психолог как бы подбирает смысл к этим картинкам. Это нужно, чтобы разговорить кого-то или выявить какие-то болевые точки. Потому что не все могут нарисовать, когда просишь это сделать, многие говорят: «Я не умею рисовать». И тогда можно использовать карты.

Это ни в коем случае не гадание, это просто момент размышления. Достается карта, на которой есть какие-то рисунки. Вот, например, я держу в руках колоду «Радости внутреннего ребенка»; тут все о детстве, о маленьком ребенке, чем дети любят заниматься. Карты можно использовать и со взрослым, и с ребенком. С ребенком можно обсуждать какой-то вопрос, когда рассматриваешь карты. Если взрослый человек, то мы немножко становимся детьми и вспоминаем, что было ценным, но потерялось, что можно вспомнить при взаимодействии с собственным ребенком.

Если мы говорим вот про такую колоду, которая называется «Дуальность», здесь собраны такие карты, когда на одной картинке изображены и совмещены две противоположные вещи. Как часто бывает в нашей жизни, когда есть разные смыслы в одной и той же вещи.

– Например?

– Давайте попробуем. Например, вот такая карта. Что Вы здесь видите?

– Вижу торт и весы.

– Как Вы думаете, в чем здесь дуальность, в чем противопоставление?

– Торт – это соблазн, очень хочется торт, но, с другой стороны, очень страшно, что вес подскочит.

– В каждой форме можно найти разные смыслы. Вот, например, карта с самолетиком. Что Вы видите еще?

– Человек волнуется во время полета, например.

– Сердечный ритм. Что для нас полет? Это жизнь или что это? Почему такие две вещи могут быть совместимы? Если человек начинает рассуждать, то можно об этом порассуждать: нравится эму это или не нравится. Если не нравится, то почему? Предложить выбрать то, что нравится, что близко.

– О картах поговорили. Кроме рисования и карт, есть еще какие-то методики, которые можно использовать с детьми? Кстати, Вы говорили о песке. Поясните, речь идет, наверное, о каком-то песочном поле, не о песочной анимации...

– Есть разные виды, песочная анимация – тоже один из методов, когда человек постарше может нарисовать что-то. В основном это песочница, где используются различные виды песка. Это может быть сухой песок, мокрый песок. Есть песок кинетический, когда что-либо лепишь. И множество фигурок можно выставлять на это поле и моделировать какую-то ситуацию, проигрывать ее. Есть юнгианская песочница, когда психолог, психотерапевт немножко отдаляется и является только наблюдателем, а человек все сам выстраивает. Я использую больше игровые методы, когда с ребенком (или со взрослым) можно проиграть ситуацию, тут же можно что-то изменить, добавить и поговорить об этом. Получается как бы выпуклая картина части жизни или какой-то фантазии человека.

– Предположим, родители уже выбрали для ребенка психолога. Когда оценивать результаты? Многие очень торопятся и говорят: «Мы уже месяц ходим, а результатов никаких: ребенок как дрался, так и дерется; как не делал уроки, так и не хочет». Есть какой-то период, когда уже можно делать выводы?

Если ребенок ходит заниматься с психологом отдельно, то предполагаются еще родительские встречи, когда приходит родитель и происходит обсуждение. Иногда даются домашние задания, и нужно отследить свои эмоции, свои мысли, поиграть вместе в настольную игру. Как я говорила ранее, все дело в работе именно семейной системы. Если там идет какой-то сбой, то психолог не волшебник, он не может без родителей что-то изменить. Бывает, что в этой системе находятся бабушки и дедушки, братья и сестры. То есть идет налаживание всей системы. И вот тогда можно говорить о результате. Но даже если нет результата, это тоже результат. Вы сказали о месяце: если заниматься раз в неделю, то это всего четыре занятия, и, если ситуация запущенная, не о многом еще может рассказать психолог.

– Многие родители понимают, что, ведя ребенка к психологу, надо готовиться всей семье, каким-то образом перестраивать взаимоотношения внутри. Работа будет производиться со всей семьей;  даже если не все домочадцы пойдут к психологу, прислушиваться к его советам придется. Давайте рассмотрим ситуацию, если мама понимает в этом надобность, а все остальные нет; братья и сестры, папа, бабушки и дедушки против этого. Будет ли эффективна такая терапия, если только мама хочет отвести ребенка к психологу?

– Мама – это святое, мама – это хорошо. Если хотя бы один человек движется вперед вместе с ребенком по пути взаимопонимания и поиска доверительных ключиков и что-то хочет сделать, то все равно что-то будет сдвигаться. Потому что любой из винтиков в системе, начиная изменяться, изменит и все остальное.

Почему люди выбирают именно православного психолога? Потому, что хочется еще некоего духовного окормления. И здесь хочется сказать, что православный психолог – это не священник, не батюшка. Со всеми духовными проблемами все-таки надо идти в церковь. А психологи, особенно православные, – наверное, как подготовительная ступенька к этому походу, чтобы изучить некоторые психологические вопросы. Чтобы, идя в церковь, уже иметь какое-то понимание.

– Спасибо большое, Наталья! Очень хорошо, что Вы акцентировали внимание на том, что священник и психолог – разные фигуры. Обычно священники жалуются на то, что они выполняют роль психолога. Оказывается, и православным психологам приходится делать акцент на этом разграничении. Благодарю Вас за полезные советы и за те комментарии, которые Вы дали...

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать