Учимся растить любовью. Православный детский развивающий центр "Ключ разумения" в Гатчине

17 ноября 2022 г.

Год назад в Гатчине под Петербургом открылся православный детский развивающий центр "Ключ разумения". По уровню квалификации специалистов и набору секций он без труда составит конкуренцию любому новомодному центру по раннему развитию детей. Предлагаем побывать в нем вместе с нами и услышать полезные рекомендации логопеда-дефектолога, нейропсихолога и эрготерапевта. Вы узнаете, что такое сенсорная диета, почему важно корректировать проблемы именно в детстве, как занятия английским помогают снять зажимы и при чем здесь любовь.

Растет число детских развивающих центров с православным уклоном и в нашем городе, и во всей стране. Но и профессионализм этих центров тоже возрастает от года к году. В подтверждение этого мы сегодня расскажем вам о таком центре, который называется «Ключ разумения» и находится в городе Гатчина.

Физкультура, хор, театр, английский язык – чего только нет в детских православных развивающих центрах! Нынче они ни в чем не уступают светским по количеству направлений развития ребенка, но главным в них остается то, что неизменно, – духовная направленность. «Ключ разумения» – наглядный тому пример.

Людмила Викторовна Стуглева, руководитель детского развивающего центра «Ключ разумения»:

– Когда я преподавала и была воспитателем в дошкольном учреждении, то параллельно изучала народное творчество. Конечно, оно неразрывно связано с православными праздниками. И мы учились народным праздникам – Рождеству Христову, Пасхе, Масленице и так далее. Мы передавали деткам эти праздники, проживали их вместе.

Конечно, были сложности с родителями – не все же воцерковленные. И мы эти праздники называли сказками. Например, говорили: «Сегодня у нас будет сказка – вертепное представление «Рождество», а потом тихонько добавляли: «Рождество Христово». Это было достаточно сложно.

В государственном детском саду обязательно надо у родителей спрашивать согласие. В законодательстве Российской Федерации и в законодательстве Санкт-Петербурга прописано духовно-нравственное воспитание. А педагог не может его дать, потому что родители говорят: «Мы не ходим в церковь».

Даже когда мы рисовали ангелов и передавали их в детские дома, тоже брали разрешение. Это тонкий вопрос. Многие у нас отмечают праздники, но не все они веруют в Господа Бога.

Открыть детский центр, где о Христе можно будет говорить не шепотом, а вслух, Людмиле удалось год назад. А потом деятельность центра разрослась в самых неожиданных направлениях – заведение с православным уклоном стало местом, где есть самые востребованные секции.

В центре «Ключ разумения» есть даже эрготерапевт – профессия в нашей стране новая, привычнее звучит «специалист по медицинской реабилитации». Эрготерапевт нужен не только деткам с особенностями развития, а, пожалуй, всем.

Ирина Васильевна Добродей, эрготерапевт, нейропсихолог:

– В центре организована комната сенсомоторной интеграции. Как можно видеть, детки у нас занимаются всесторонне. На что мы обращаем внимание? На аудиальную систему, визуальную систему, на проприоцептивную систему, на мелкую и  крупную моторику. Вот эти области мы на своих уроках просто вырабатываем.

Мы знаем, что каждый ребенок в определенном возрасте имеет свои маркеры, показатели, которые он должен выполнять. Но, к сожалению, в наше время, может быть, в связи с телефонами или еще с чем-то, деткам движения не хватает. Площадки есть, но не всегда родители имеют возможность отправить туда своих детей и пробыть там с ними достаточное количество времени.

Дети сидят в телефонах. Очень страшная история, когда я прихожу в детскую поликлинику и вижу, как полуторагодовалые детки сидят и нажимают кнопочки в телефонах. Да, я слышу, что там идет развивающее занятие. Но дети не двигаются, они просто работают двумя большими пальцами. Никакой пользы такие занятия не дают.

А вот здесь мы не боимся ничего. Мы покоряем наши подвесные мосты, туннель, море и так далее. Занятия проходят в игровой форме. Например, сегодня мы были червячками в яблочке или от кракена прятались. То есть каждое игровое занятие имеет свою тему и свои образы. Часто дети сами придумывают тему – вот сегодня они придумали тему червячка, а мы ее подхватили и были червячками, которые исследовали это пространство.

По мнению специалистов (да и здравый смысл то же подсказывает), интеллектуальное развитие не должно быть в ущерб физическому. Грамотное сочетание этого – основа гармоничного развития ребенка.

Ирина Васильевна Добродей:

– Наш мозг развивается от нашей двигательной системы. Не зря говорят, что наша речь находится на кончиках наших пальцев. Занятия с мелкой моторикой, например, игра с зернышками, которые мы на уроках перебираем, помогая Золушке попасть на бал, – это занятия как раз для развития речи.

Некоторые детки при большом скоплении народа зажимаются, прячутся или, когда звучит громкая музыка, зажимают ушки. А вот сегодня у нас был случай: мы перебирали кофейные зерна, жемчужинки и бусинки, и одной девочке стало некомфортно от запаха кофе. Она сама себе объяснить это не может. У ребенка настолько низкий порог чувствительности, что ей не хочется играть в эту игру.

В процессе игры мы это отслеживаем и даем рекомендации. Ведь наши дети идут в школу, там у каждого своя ситуация. А есть дети с РАС, с ЗПР, у которых вообще свои системы. И мы подбираем сенсорную диету под каждого ребенка – обследуем его в процессе игры, проводим опрос родителей (они заполняют большую анкету), потом на основании полученных данных подбираем условия, которые ребенку подходят.

Ведь не всегда обычные школьные условия подходят даже нормотипичному ребенку. Раньше все дети подгонялись под один стандарт, а если ребенок не подстраивался под это, про него говорили, что он капризный, избалованный. На самом деле это не так. Дети вроде как одинаковые, но все разные – как и мы, взрослые.

И если ребенку что-то не нравится, он не будет это делать не потому, что капризничает, а потому, что ему от этого плохо. Мы, родители, должны щадяще к этому отнестись, понять, что не так, и попробовать в спокойном режиме преодолевать эти ступеньки. Кто-то не любит борщ, потому что он красный.

И вот ребенку переступать через этот страх нужно очень медленно, постепенно. Поэтому мы будем добавлять понемножку красную конфетку, красное пирожное, красный помидорчик, пока ребенок в спокойном режиме не поймет, что это безопасно. Так мы и работаем.

Бережное отношение к каждому ребенку – современный подход в педагогике. Но разве не такой же подход будет у того, кто искренне старается в каждом человеке, даже самом маленьком, увидеть образ Божий?

Современные занятия сенсомоторной интеграцией сменяются в центре традиционными, исконно русскими – народной игрушкой, где мастер-класс – это больше чем рукоделие. Здесь учат иначе смотреть на предметный мир, вообще на мир вокруг.

Наталья Александровна Задорожная, преподаватель студии «Народная игрушка»:

– Сейчас такое изобилие игрушек! И дети, к сожалению, не умеют играть. Уже на протяжении многих лет обращаем внимание на то, что сами игрушки у детей не вызывают тех эмоций, которые хотелось бы вызвать. К сожалению, современные игрушки иногда вызывают даже страх.

У меня самой трое сыновей и четверо внуков. И когда мы идем в магазин, я вижу, на что ребенок обращает внимание, так как это популярно. Но игрушки – честно говорю Вам – страшные.

Чем хороша народная игрушка? Во-первых, она сделана своими руками. Вот сегодня у нас прошел мастер-класс, мы с детками делали игрушку. Тоже пришли дети современные, у них не все получается, но они сделали это своими руками! Эта игрушка несет в себе тепло.

В старину для изготовления игрушек использовали то, что было дома. Это лоскуточки, папина рубашка, мамин сарафан, бабушкин платок, дедовы штаны. То есть в этой кукле сохранялось то семейное тепло, которого сейчас, к сожалению, у многих детей нет, потому что семьи неполные, бабушки и дедушки живут далеко и очень редко приезжают, и само понятие семья, получается, означает: «мама и я».

Нет той преемственности поколений. Ведь эти куклы делали все вместе из подручных средств, собираясь вечерами. Я сама через это прошла, потому что моя бабушка меня научила всему. Мама много работала, а бабушка сидела со мной вечерами и научила меня вязать, шить, пришивать пуговицы. Я ей за это очень благодарна, потому что на протяжении своей жизни это все применяю.

Когда много лет я работала в группе воспитателем, то старалась передать этим деткам то, что передала мне бабушка. У нас был сундук с куклами, которые они делали, мы с этими куклами играли. И сейчас все эти куклы здесь, в детском саду Людмилы Викторовны, с ними детки играют. Это жизнь, куклам уже 30 лет. Представьте, через сколько детских рук прошли куколки!

Каждый раз, когда беру в руки игрушки, понимаю: «Это делала Лиза, это – Маша, а это – Максимка, он шебутной был!» Каждая игрушка давала ребенку какое-то спокойствие. Современные игрушки – просто монстры жуткие.

У меня иногда спрашивают, почему у народной куклы нет лица, только иногда может быть какой-то крестик или полоска. Это как раз для того, чтобы ребенок развивался.  Эмоции, которые он хочет вложить в куклу, он может для себя придумать: сейчас кукла веселится, у нее праздник, а тут она грустит, поскольку что-то сделала не так. То есть у ребенка развивается воображение.

Сегодня мы делали куклу-хороводницу. И вы видели: мы делали массаж ручек – это мелкая моторика, то есть развитие речи. Все это делается с приговорочками, прибауточками. Вы даже сами можете попробовать – у меня руки до сих пор горят, потому что это то тепло, которое запускает механизм кровообращения.

Конечно, это очень бережно хранится. Моему младшему сыну сейчас 24 года. Как-то в свое время, когда я делала куклы, он пришел и сказал: «Мама, можно, я с тобой?» Отвечаю: «Ну, давай. Что ты хочешь?» И вот он сделал эту куколку-столбушку. Теперь он живет отдельно от меня. Однажды приезжаю, смотрю – около компьютера стоит эта кукла. Говорю: «Федя, ты ее хранишь?» – «Да, мама. Она мне нравится, от нее такое тепло! Я всегда тебя вспоминаю, когда смотрю на нее».

Знаете, для меня было самым большим показателем то, что современный молодой человек, который разбирается в компьютерной технике, хранит частичку семьи. Ведь куклу мы делали из папиной рубашки, от бабушки остался платок старенький – мы завязали этот платочек. То есть частичку семьи сын унес с собой и об этом помнит. Это важно.

И мне очень хочется, чтобы современные детки тоже через это проходили, чтобы понятие семьи у них было целостное, а не так, что семья – это только мама, которая пришла вечером уставшая и у нее сил нет ни на что.

Самодельная игрушка еще и хороший инструмент. На нем в некотором смысле учат играть.

Наталья Александровна Задорожная:

– Вот мы сделали хороводницу. Можно тут завести хоровод, попеть, проявить смекалку – удержи-ка эту куколку на руке. Это развитие ловкости, то есть физическое развитие. Массаж рук, о котором мы говорили, – оздоровительный момент. А когда проводишь игры, там есть и поговорки, и частушки, и песенки. То есть это универсальная игрушка, которая развивает ребенка.

Любая игрушка – деревянная, тряпичная, глиняная – это целая наука, это жизнь. И когда прикасаешься к натуральным материалам, возникают тактильные ощущения, которые опять же имеют развивающий эффект.

То есть это не кукла, которую поставили и она стоит, она именно игровая – ее можно прижать к себе и поплакать с ней, можно с ней поплясать, повеселиться, поводить хороводы, ее можно подарить другу, которому тяжело, и его поддержать. Я считаю, что народная игрушка – это кладезь, который нужно беречь и передавать детям, чтоб они это знали.

Православные детские сады, где оказывают различную профессиональную помощь, встречаются все чаще. «Ключ разумения» сосредоточился на психологической помощи. Неутешительная статистика гласит: подавляющее большинство дошкольников имеют логопедические проблемы.

Мария Михайловна Разговорова, дефектолог:

– Я дефектолог, но еще работаю учителем в школе и работаю с детьми-сиротами. К сожалению тенденция – дети, имеющие особенности развития. Эти особенности разнообразные. Раньше чаще встречались логопедические проблемы, а сейчас встречается много умственно отсталых ребят.

Это связано с тем, что, к сожалению, специализированные коррекционные учреждения сейчас мало задействованы. Многое отдано общеобразовательным учреждениям, где есть понятие инклюзии. Но в общеобразовательных учреждениях огромный поток детей (от 500 до 1000 детей в школе), и специалист не может охватить всех этих ребят.

Родители заинтересованы в том, чтоб помочь своему ребенку, но, к сожалению, это может упереться в финансы. Поэтому полноценная помощь доступна не всем. Я считаю, что это очень большая проблема.

Есть инклюзия в инклюзии – ресурсные классы. Но их очень мало. В нашем Гатчинском районе такие классы есть только в нескольких школах. И в основном ребята с ограниченными возможностями здоровья сидят в обычных классах. Это вообще не решение проблем.

Работа именно в дошкольных учреждениях по выявлению и получению определенных документов появилась только недавно. То есть раньше было так: ребенок приходит в 1 класс, и целый год теряется, пока учитель понимает, что ребенок не такой, как остальные. Но не все такие дети имеют тяжелые нарушения, во многих случаях это можно откорректировать на дошкольном и начальном образовании. Но, естественно, надо понимать, какой у ребенка диагноз.

Пока одни детки решают свои логопедические проблемы, а малыши только готовятся заговорить, другие учат английский здесь же. Студия английского языка еще и просто помогает всестороннему развитию.

Анна Георгиевна Ковган, преподаватель студии английского языка:

– Конечно, это мощнейшее развитие головного мозга, в первую очередь развитие речи. Мы тоже делаем зарядку – готовим артикуляционный аппарат к воспроизведению иностранных слов, в которых есть много звуков, что не похожи на звуки русского языка.

А еще происходит раскрепощение. На первых занятиях ребенку ничего не понятно. Как его можно научить? Только заинтересовав. Естественно, то, что вызывает у ребенка интерес, вызывает у него положительные эмоции, и тогда он легче усваивает материал. Чтобы ребенок раскрепостился, чувствовал себя комфортно с другими детьми и мог воспринимать информацию, нужно создать соответствующую атмосферу.

Соответственно, преподаватель иностранного языка одновременно выполняет много разных функций. Зачастую язык не изучается, а приобретается. Поэтому нужно создать языковую среду. И, конечно, любовь – основа всего, самое главное.

Заглянув  в центр однажды, многие семьи задерживаются надолго. Здесь нравится и детям, и взрослым. Малышам интересно, а родителям спокойно – тут за их детьми не только присмотрят, но и многому их научат.

Ксения Александровна Косарева, мама воспитанника детского развивающего центра «Ключ разумения»:

– Летом мы увидели объявление о наборе в детский лагерь центра. Я сына отвела – думала, на месяц. Ему очень понравилось, июль и август он туда отходил. Потом, по мере знакомства с центром, я поняла, что это не только детский лагерь, а частный детский сад, развивающее пространство, которое работает круглый год. Тогда я впервые задумалась…

Мне рассказали о системе обучения «Русской классической школы», я стала рассматривать ее на будущее. Соответственно, все как-то так закрутилось, в центре я увидела рабочие тетради, и мне очень понравилась эта система. Тогда я поняла, что, скорее всего, мы продолжим посещать этот центр.

Татьяна Владимировна Клюшова, мама воспитанницы детского развивающего центра «Ключ разумения»:

– Мы до этого ходили в другой центр. Для ребенка двух с половиной лет там были слишком сложные занятия – групповые по два часа. А здесь у нас индивидуальный преподаватель, занятия по 30–45 минут, никто никого не напрягает, поэтому нам здесь очень нравится.

Я считаю, что не нужно напрягать такого маленького ребенка, поэтому мы ходим сюда. Мы пока не говорим, но все впереди. Занимаемся с дефектологом – она нам очень помогает в плане бытовых и социальных навыков, многого другого. Мы в полном восторге.

Ксения Александровна Косарева:

– Ребенок ходит с удовольствием, что мне, естественно, очень нравится. Мы попробовали посещать бюджетный детский сад, но, к сожалению, там уже на второй день было отбито желание. Конечно, можно было продолжать дальше как-то работать, но я не стала развивать это направление, а вскоре узнала про этот центр.

В этом центре посещаем логопеда, у нас очень быстро появились результаты. Еще ребенок посещает здесь театральную студию. И буквально через день после того, как начал туда ходить, он мне дома каждый раз стал показывать, что они, как понимаю, в студии делают, – устраивает представление, играет разными фигурками, со мной проводит игры. Я же понимаю, откуда он это все приносит.

Для меня основополагающее – атмосфера и инициативность сотрудников этого центра. Конечно, наверняка все зависит от руководителя, но у женщин, которые здесь работают, я вижу желание развиваться. Мне кажется, это ключ к успеху.

В центре «Ключ разумения» дети не только получают, но и учатся отдавать – заботиться о ближнем, встречаются с блокадниками, знакомятся с рабочими профессиями, познают мир во всем многообразии, учатся радоваться и дарить радость.

Людмила Викторовна Стуглева:

– Сейчас очень популярно слово «комфортно». Что это за слово? Это значит «все для меня». А что же мы в таком случае отдаем? Ничего. Любовь – это же не комфорт, это забота, тревога за ближнего, это понимание другого человека. Самая главная задача – дать ребеночку через любовь, терпение (с помощью Господа Бога, Который нас всех любит) понимание, что ты в этой жизни не один и должен дальше нести в мир любовь.

Ведущая Марина Ланская

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать