Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Как отмечает в предисловии автор, «предание – это то, что передается из уст в уста. Это не просто истории, семейные или профессиональные, хотя и они тоже. Предание – передача опыта с помощью личного примера. Невозможно стать аристократом, прочитав книгу по этикету, или хирургом, только на основании теоретических знаний. Ведь все самое важное передается через живой пример. Каждый из нас – это совокупность наших встреч. Мы такие, потому что встретили на своем пути определенных людей, и сами в свою очередь полученное от них передаем окружающим. Так сохраняются честь, вера, ценности, традиции в истории человечества. Это и есть его живая, неписаная история.
Все герои этой книги – наши с вами современники. И рассказывают они о встречах с людьми, которые определили их жизнь, – с людьми Церкви. Кто такие люди Церкви? Чем отличаются они от людей светских, нерелигиозных? С таких вопросов начиналась эта книга. В ней представлено девять историй об очень разных людях. Тут и грузинский монах, проповедовавший Евангелие через юродство в пивбарах и на улицах советского Тбилиси. И шотландская аристократка, на Святой Земле перешедшая в Православие и основавшая там русский монастырь. И греческий монах, удалившийся в пустыню Афона, живший в полной нищете и своей любовью и милостивым сердцем притягивавший, как магнит, людей со всех уголков земли.
При разности характеров, национальностей и судеб их всех объединяет одно – явно различимый в каждом из них образ Христа. В основу книги легли беседы, прошедшие в эфире радиопрограммы "Благовещение". Некоторые из них были в том или ином виде опубликованы на интернет-порталах «Правмир», «Православие. Ру», «Татьянин день», в журнале «Православие и современность», и автор благодарит эти издания за разрешение напечатать переработанный вариант бесед. Многие из них были записаны по инициативе и с благословения приснопамятного настоятеля храма Свт. Николая в Клённиках на Маросейке протоиерея Александра Куликова, светлой памяти которого автору и хотелось бы посвятить эту книгу.
В рамках нашей программы расскажем вам лишь о нескольких собеседниках автора. Первая из них - Анна Николаевна Гаранкина – выпускница историко-филологического отделения Крымского педагогического института. На протяжении 45 лет работает в Ялтинском историко-литературном музее. Анна Николаевна помнит святителя Луку Крымского. Ее дедушка, протоиерей Михаил Семенюк, и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) были друзьями. Познакомились они в ссылке и были очень близки по духу. Оба – высоко эрудированны, безразличны к жизни тела и строги к жизни души, для обоих было непреложным законом любому человеку, оказавшемуся в беде, в любое время суток и при любом физическом состоянии – идти и помочь. В этой книге собраны воспоминания Анны Николаевны о ее дедушке, протоиерее Михаиле Семенюке, и о святителе Луке.
Следующий рассказ посвящен иконописцу Марине Николаевне Соколовой, которую старец Иоанн (Крестьянкин) назвал «блестками Руси уходящей». Она, по словам автора, сочетала в себе лучшие черты русского человека: благородство, ровное отношение к людям, добрый юмор, хорошую меру строгости. О ней говорили – гранит в нежной оболочке. Эта маленькая женщина с лучистыми глазами перевернула художественное мировоззрение целого поколения: тот, кто увлекался академической живописью, оценил и полюбил древнюю икону. Вся ее жизнь была связана с жизнью общины храма Святителя Николая на Маросейке. Совсем юной она стала духовной дочерью праведного старца Алексия Мечёва и запечатлела нам его облик, записав воспоминания очевидцев. О Марии Николаевне Соколовой, монахине Иулиании, вспоминают ее внучатая племянница Наталья Евгеньевна Алдошина, Ирина Васильевна Ватагина, Владимир Владимирович Быков и архимандрит Лука (Головков).
Еще одним собеседником Александры Никифоровой была Екатерина Тихоновна Кречетова, которая рассказала автору о своем отце протоиерея Тихоне Пелихе. Всю жизнь отец Тихон, получивший в молодости благословение святого Патриарха Тихона, безраздельно служил Церкви. Смиренный, кроткий, молитвенный человек, он умел ладить с каждым, говорил, не повышая голоса, а его лицо светилось добротой. За утешением к нему стремились очень разные люди: лаврские монахи, московские священники, а бывало, приезжали на правительственных "чайках". Двери его дома были открыты всегда и для всех.
А выдающийся проповедник, духовник, миссионер наших дней - митрополит Лимассольский Афанасий – рассказывает о святом наших дней, старце Паисии Святогорце, возле которого он провел около двадцати лет. В нищую каливу на Афоне, где жил старец, людей со всех концов земли влекла его безграничная любовь к Богу, сводившая к нулю его любовь к самому себе. Когда люди встречали его, им было довольно одного слова, а иногда они просто видели старца, и это меняло всю их жизнь. Общаясь с отцом Паисием, они убеждались: то, что говорит Христос в Евангелии, – абсолютная правда.
И еще один святой, о котором рассказывает эта книга – это прп. Гавриил (Ургебадзе). Невысокий согбенный старичок, громогласный, в развевающейся мантии, с горлышком разбитого керамического кувшина на веревочке. Кто-то считал его пьяницей и безбожником. Кто-то, напротив, – святым. Он сам не обращал на это внимания. Вся его юродивая жизнь была поиском гибнущих душ и спасение их. Он заходил в пивной бар и через это горлышко высматривал тех, кому особенно тяжело, кто пришел сюда, чтобы вином залить свое горе и отчаяние. О грузинском старце Гаврииле, мощи которого были обретены 22 февраля 2014 года, а прославлен он был через 17 лет после своей праведной кончины, вспоминают знавший его при жизни митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим, а также Зураб Георгиевич Варази и монахиня Анастасия.
***
«Добро не лихо, ходит по миру тихо», – гласит народная мудрость. Вера тихо притягивает людей, вызывает отклик в душе, высвобождает на свет дремавшее в ней добро. И хотя, казалось бы, это жизнь не облегчает, а напротив, добавляет ответственности и забот о других, но со Христом и самое нелегкое бремя «дает покой душам нашим». Такой урок собеседники этой книги получили от своих родителей и близких, батюшек и простых людей крепкой веры и самоотверженной любви к людям. Дар живого общения с ними, давно и недавно ушедшими, связь в молитве помогает многим и по сей день в трудные минуты. Воспоминания о некоторых из них собраны на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!