***
1. 988 год! Все изменилось в Киеве после того, как князь Владимир со своей дружиной вернулся на Русь из военного похода к южному морю. В городе Корсуни он принял крещение и вернулся домой — словно другой человек. Тогда великий князь Владимир принял историческое решение – Русь должна стать христианской державой! И вот тысячи людей в водах Днепра принимают святое Крещение! Об этом событии и самом равноапостольном князе Владимире, рассказывают две книги, о которых мы расскажем вам сегодня. Первая из них вышла в свет в издательстве Синтагма и называется «Князь Владимир Красное Солнышко». В книге представлено жизнеописание Кевского князя Владимира, рассказ о крещении Руси и народные летописные предания того времени, изложенные для детей. Автор произведения - Владимир Николаевич Крупин - первый лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и признанный мастер литературного творчества.
2. Предваряет свой рассказ автор небольшим предисловием. Владимир Николаевич пишет: «Есть слова, без которых нельзя прожить, жизнь без которых будет пустой и напрасной. Это великие слова: Бог, Любовь, Отечество, отец, мама, бабушка, дедушка... Мы братья и сестры друг другу: у нас один Господь, создавший небо и землю, одна родина, которая дана нам, как главный подарок всей жизни. Всё упало как с небес: и родители, и язык, на котором говорим, и эта речка, в которой купаемся, и лес, в который ходим за грибами и ягодами. И друзья, и соседи, и наша любимая школа, и учителя. То есть это наша родина. Родина. А что это такое? А откуда она? Конечно, мы любим её и не представляем себя без неё, а, значит, надо знать её историю.
3. Это знание, - по словам Владимира Николаевича, - наша благодарность тем, кто создавал и защищал нашу любимую Россию. Для нас она лучше всех. Какая она красивая, какие в ней равнины и горы, леса и поля, какие по ней текут реки, какие моря и океаны плещутся у её берегов. Какие колокольные звоны оглашают её воздух. А, главное, какие в ней живут хорошие люди. Труженики, воины, строители. Кто же, как не они созидали города, прокладывали дороги, возводили жилища и храмы. Кто же, как не они, защищали Россию от нападений врагов? И у каждого из них есть своё имя: Иван, Мария, Екатерина, Георгий, Николай, Надежда, Ольга, Наталья, Анна, Сергей, Александр, Михаил, Елена, Светлана...
4. Все имена прекрасны и значительны, но есть одно имя, которое объединяет всех нас. Это великое, удивительное имя: ВЛАДИМИР. Его прославил киевский князь, живший в конце десятого, в начале одиннадцатого веков. О нём, - говорит автор, - и о том времени будет наш рассказ. Как отмечает Владимир Николаевич, лучше всех о Владимире сказал митрополит Иларион. Своё знаменитое «Слово о Законе и Благодати» он произнёс в киевском храме святой Софии в присутствии князя Ярослава Владимировича Мудрого. Митрополит поставил русского князя Владимира вровень с великими святыми, с героями древности. Сравнивал его с равноапостольным великим императором Константином. Более того, называл Владимира русским Иоанном Крестителем и русским апостолом Павлом. Именно их подвиг - нести людям свет веры Христовой, продолжил Владимир». Об этом подвиге и рассказывает далее автор на страницах книги.
5. Вторая из представленных сегодня книг вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется «Князь Владимир Красное Солнышко и Василько Зёрнышко. Повесть для детей из преданий Древней Руси». Автор повести - Ольга Петровна Клюкина — писатель, член Союза журналистов России с 1989 года, составитель сборников популярной серии «101 притча» и автор повестей для подростков о библейских героях. В основу написанной ею повести, посвященной святому князю Владимиру, легли события истории Древней Руси, описываемые в «Повести временных лет».
6. По словам издателей, в увлекательной повести Ольги Клюкиной реальные исторические события, происходившие в Древней Руси, переплетаются с историей вымышленного героя — мальчика-сироты по имени Василько. Бедный рыбак Демьян пожалел мальчонку и взял к себе в семью. Очень скоро Василько меняет привычный языческий уклад Демьяна и его родных. А началась эта история, как рассказывает автор, - «с обычного петуха. Обычного — да не совсем. Петух по имени Хазарка так и норовил сбежать со двора киевского рыбака Демьяна Молчуна. Вот и теперь — за калиткой показался красный петушиный хвост… Недолго думая, Василько́, приёмный сын Демьяна, бросился вдогонку за петухом.
7. Как назло, сегодня Хазарка припустился в сторону Нижних ворот, где шумел утренний базар. А что, если петух затеряется в толпе и ненароком в чужую корзину угодит? Или перебежит через мост и спрячется на ржаном поле? Там его точно не найти. Василько бежал изо всех сил, стараясь не обращать внимания на острые камешки и ореховые скорлупки под ногами, — только голые пятки сверкали. Больше всего Василько боялся упустить его из вида и думал только об этом. «Стой! Куда? Не видишь разве, кто едет?» - вдруг услышал он окрик дружинника. Василько оглянулся и увидел прямо перед собой крупную лошадиную морду. Конь заржал и взвился на дыбы, в воздухе мелькнул красный, расшитый узорами сапог…
8. Василько даже испугаться не успел, как взлетел куда-то вверх, словно у него за спиной выросли крылья. Ещё мгновение — и он уже сидел верхом на коне и кто-то прижимал его к себе крепкой рукой». Это был князь Владимир. Как узнают далее читатели, эта удивительная встреча маленького мальчика с великим князем Владимиром Красное Солнышко совершила чудо… Она изменила жизнь мальчика и его новой семьи — сердца этих добрых людей оказались готовыми к самой главной встрече — встрече со Христом.
***
По словам Владимира Николаевича Крупина, больше, чем другие, воспеты в народном творчестве выдающиеся деятели России святые Александр Невский и Димитрий Донской, Иоанн Калита, Иоанн Грозный, Пётр Великий, Александр Суворов. Но только одного из них Великого святого равноапостольного князя Киевского Владимира, народ назвал и продолжает называть Красным Солнышком. В чём объяснение того, что так назвали только Владимира? А в том, - отмечает писатель, что он принёс в Россию Веру Православную. Именно она сплотила Русь и создала Россию, страну, в которой мы живём. И без этой веры не было бы ни России, ни нас с вами. Узнать немного больше о событиях давно минувших лет юным читателям помогут эти книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!