**
1. Книга «Всенощная. Вечерняя служба» с комментариями Анны Сапрыкиной вышла в свет в издательстве «Вольный странник». Эту книгу можно брать с собой на Всенощное бдение, чтобы понимать происходящее в храме и прямо во время службы знакомиться с устройством богослужения. Полный текст служб, которые совершаются в храме вечером накануне воскресных и праздничных дней, набран крупным шрифтом — это позволяет следить за ходом богослужения. Из наглядных комментариев можно узнать: что именно сейчас происходит в храме, что делают священнослужители и какой смысл во всем происходящем.
2. Как отмечает научный консультант книги, Георгий Мамонов, «Всенощное бдение» является логическим продолжением ставшей известной книги «Литургия». И если рассматривать богослужение, то Литургия - это, прежде всего, радость. Радостная служба, служба соединения с Богом. А всенощное бдение – это некая аскеза, особенно для современных людей, однако она не противоположна радости. Аскеза - труд, но труд радостный. Аскеза была всегда, и ночное богослужение - одна из ее форм. В ветхозаветные времена не было никакого регулярного ночного богослужения, но в особых случаях святые люди обращались к Богу в молитвах именно ночью.
3. По словам Георгия Мамонова, мы можем встретить в Псалтири пророка Царя Давида такие строки: «Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя» (Пс. 62, 7). «На утренних» — то есть перед самым рассветом. «Господи, Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою» (Пс. 87, 2). «Возвещать заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь» (Пс. 91, 3). В Псалтири много других подобных примеров. В Новом Завете ночное бдение встречается в совершенно особых случаях. Например, Христос молится Сам или с учениками. Перед призывом двенадцати апостолов Он провел ночь в молитве, молился и в Гефсиманском саду перед Страстями. Потом апостолы продолжают ночные бдения — например, Павел и Сила перед освобождением из темницы.
4. После апостолов первые христиане во времена Римской Империи совершали ночные бдения в соответствии с делением времени на стражи. В этой книге показано, как происходило это деление сначала в Римской Империи, потом в Византии. День и ночь делились на 4 стражи, и ночные молитвы христиан были связаны именно с этими стражами, то есть со сменами караулов. Третья стража начиналась в полночь, четвертая — при пении петухов. И первые христиане посвящали это время молитве, как правило, ежедневно. А вот во все четыре стражи всенощная молитва была только на Пасху. Чуть-чуть позднее заповедь о непрестанной молитве начинает осмысляться как молитва ночью. В V веке на Востоке появляются совершенно особые монастыри — обители Неусыпающих. Там монахи сменяли друг друга в течение всех суток, и молитва не прекращалась никогда.
5. Потом появились Лавры. Самая большая из палестинских лавр - Саввы Освященного, образец богослужения которой стал основой для того Устава, которым мы пользуемся до сегодняшнего дня. К 8 веку сформировался тот чин всенощного бдения, который мы привыкли сейчас видеть. До этого название отражало смысл: бдение действительно по Уставу продолжалось всю ночь, от заката до рассвета. Сейчас оно абсолютно не изменилось, просто сильно сократилось. И если раньше аскезой для православных христиан было всю ночь не спать, молиться Богу и петь псалмы, то для современных верующих, по словам Георгия Мамонова, важнее всего попробовать из двух часов богослужения выудить смыслы тех текстов, которые продолжают петься, читаться. Более того, в отличие от литургии, эти тексты постоянно изменяются. И наша аскеза состоит в том, чтобы понять ту великую поэтику, которую святые отцы заложили в гимнографию всенощного бдения. Эта задача, конечно, не для детей — для взрослых.
6. Но всенощное бдение состоит не только из важных богословских элементов, которые идут друг за другом, не только из пения и чтения. Еще оно наполнено глубоким символизмом. И родители вместе с детьми, в том числе читая книгу «Всенощная», смогут прикоснуться к этому удивительному миру всенощного бдения, к его символизму, и попробуют проживать всенощное бдение совершенно иначе. Это проживание службы, осознание, осмысление и будет той аскезой, которая подразумевалась святыми отцами, преподобными, когда они придумывали вот это чудесное богослужение. А книга Анны Сапрыкиной помогает решить проблему, перед которой многие родители стоят в растерянности. Автор, не только кандидат педагогических наук, но и многодетная мама. И поэтому она создавала эту книгу очень практично, просто, с точки зрения мамы, которая сама хочет сначала понять и рассказать детям, чтобы не скучать в храме, не ждать, когда же, наконец, Помазание, и когда можно будет получить хлебушек и выйти на улицу.
7. Всё на богослужении имеет смысл, и автору хотелось это рассказать и показать наглядно. И конечно, у этой книги, в отличии от «Литургии», есть своя специфика. «Например, - говорит Анна Сапрыкина, - «Шестопсалмие». Во время этого момента службы темно, в храме выключают свет. Это образ Рождественской ночи и одновременно тьмы, в которой находилось человечество до пришествия Спасителя. Я попросила художницу Ирину Шарикову нарисовать звездную ночь. Это прямая ассоциация с «Шестопсалмием». Очень интересно, что на срезе книжки видны цветные полосочки. Фиолетовые — это лития. Эти странички легко пролистать, если литии нет на всенощной. И «Шестопсалмие», один из центральных моментов всенощного бдения, тоже выделен цветом.
8. То есть книга устроена так, чтобы легко найти любой момент службы. Вот, пришли к «Шестопсалмию» — открыли прямо на «Шестопсалмии». Пришли к самому концу — можно открыть часы. То есть можно сразу включаться и получать необходимые разъяснения: что происходит, что читают, что поют, кто, куда, зачем идет, что делает, что это символизирует, к каким сюжетам Священного Писания отсылает, о чем тихо молится прямо сейчас священник.
***
Как отмечает автор, богослужение – это не развлечение для малышей, это – служение Богу, обращение к Нему всех людей (и больших, и маленьких), и это внимание к самому себе – к которому призваны и взрослые, и дети. Анна Сапрыкина сопроводила свой труд о всенощном бдении простыми, понятными словами святых отцов Церкви, которые также объясняют то, что происходит в храме, о чем читают и что поют. Эта книга получилась как энциклопедия с точки зрения целевой аудитории. Маленький ребенок смотрит картинки, задает вопросы. Спустя 2–3 года он уже начинает ее читать-изучать. А кроме того, книга подойдет для взрослых, потому что в нее вложено значительное количество информации, которую во время самого богослужения возможно усвоить.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!