***
1. Перед вами собрание мыслей и наблюдений, объединённых общей темой — христианское воспитание детей. Все высказывания распределены по тематическим разделам, затрагивающим самые разные вопросы — общие принципы и приоритеты воспитания, роль наказания и похвалы, приобщение детей к церковной жизни, особенности воспитания детей разного возраста, мальчиков и девочек и т.д. Сборник представляет широкую палитру мнений по разным предметам, почерпнутых из Священного Писания, творений отцов Церкви разных времён (начиная с первых веков христианства и заканчивая XX столетием), из книг и бесед современных пастырей Православной Церкви. Книга обращена к самому широкому кругу читателей и в первую очередь — к родителям.
2. В предисловии книги издатели пишут: «В наше время даже в православной среде существует множество разных теорий воспитания, зачастую противоречащих одна другой. За церковной оградой этих теорий ещё больше. И так трудно разобраться, как же всё-таки «правильно», — а ребёночек растёт не по дням, а по часам, и вовсе не собирается ждать, пока мы во всём разберёмся и всё усвоим. Но у родителей есть верный ориентир - предание Православной Церкви. Мысли о том, как воспитывать детей, как верно расставлять приоритеты в многосложных родительских трудах, щедро рассыпаны и по книгам Священного Писания, и по святоотеческим творениям; вновь и вновь звучат они в пастырских беседах и проповедях. Эти мысли, собранные воедино, и составили эту книгу.
3. Как отмечают издатели, может показаться, что и православные авторы не во всём сходятся друг с другом. Одни призывают растить детей в строгости и при необходимости наказывать; другие советуют, наоборот, не скупиться на ласку и похвалу. Одни настаивают на том, что ребёнок должен с ранних лет знать молитвы и по возможности чаще бывать в храме; другие говорят: это вы, родители, больше молитесь Богу о детях... Мы, - говорят издатели, - не пытались привести все эти точки зрения к «единому знаменателю». Кажется, что это и не нужно: собранные вместе высказывания святых отцов и современных нам пастырей неким парадоксальным образом образуют единое целое и взаимно дополняют друг друга, доказывая справедливость известного изречения: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всём — любовь».
4. Давайте откроем один из разделов этой книги и посмотрим, какие советы и наставления содержит она «о воспитании и его целях». Итак, выдержки из Священного Писания напомнят нам о том, что наставлять детей на правильный путь надо в самом его начале, и тогда они не уклонятся от него, даже когда состарятся (см.: Притч. 22:6). Об этом мы читаем в Книге притчей Соломоновых. А вот в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, отмечается следующее: «Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение» (Сир. 22:3). Задача воспитания - довести детей до нравственной зрелости, т.е. до способности самостоятельно стремиться к добру и отвращаться от зла.
5. «Главное, - учит нас преподобный Амвросий Оптинский, - чтобы ребёнок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого всё доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий». А святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что «не велика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным. … А заслуга перед Богом — воспитать ребёнка и сделать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым верующим христианином».
6. Однако очень многие родители более заботятся о том, как обеспечить земную жизнь своего ребенка, а это, как учит святитель Иоанн Златоуст, безумие. «Прежде, - говорит святой отец, - образуй душу сына твоего, а имущество он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым». О том, что начинать воспитывать надо с пелёнок, говорит и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), потому что «с младенчества дети легко усваивают всякое учение».
7. «Их душа, - наставляет нас святой архипастырь, - мягка как воск, на ней отпечатывается всё, что захотите: и дурной пример родителей, и благочестивые слова, и всё самое светлое и чистое. Вы забываете удивительно простые слова святого Тихона Задонского о душе ребёнка: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Так, если в душу малого ребёнка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если же будете вливать аромат Христова благоухания, то ваши дети всегда будут благоухать перед людьми, будут радостью и утешением для вас».
8. Подытоживая всё ранее сказанное, отметим, что нам надо помнить о первоначальном смысле слова образование. «Слово образование, - пишет протоиерей Глеб Каледа, - происходит от слова образ. Некогда задачей образования было образовать в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу, видеть отблески образа Божия в Его чудесах, творениях, в Его законе любви. Эти знания и навыки должны служить развитию представлений о Боге и Его мире, о Его славе и чудесах, способствовать приобщению ребёнка, подростка и взрослого человека к красоте Божиего мира, к радости созидания и творения добра, должны быть средством служения людям. <...> Эти знания и навыки должны усиливать возможности человека творить добро, а не увеличивать зло в мире. И как считает священник, эти знания могут быть заложены только семейным воспитанием.
***
Все высказывания в этой книге распределены по ключевым темам, а внутри тематических разделов — по принципу: от Священного Писания к святоотеческой мудрости, от святых отцов — к современной пастырской литературе. Но точно соблюсти этот принцип оказалось не всегда возможно. Поэтому издатели искренне рекомендуют вам прочесть всю книгу от начала до конца. Мы надеемся, что эта книга поможет вам устроить своё сердце так, чтобы успешно исполнить главное дело христианских родителей — приблизиться ко Христу и указать путь к Нему для своих детей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!